Когда появились новости о том, что Trafigura Group несет колоссальные убытки из-за так называемого систематического мошенничества, многие инсайдеры рынка удивились отнюдь не пропаже никеля и пустым контейнерам. А тому, что один из крупнейших игроков отрасли по-прежнему ведет дела с человеком, которого все остальные уже давно обходят десятой дорогой.
Индийский бизнесмен Пратик Гупта и его компании, в отношении которых Trafigura на этой неделе получила судебное постановление о замораживании активов на сумму $625 млн, пользуются весьма неоднозначной репутацией среди трейдеров.
Согласно документам, имеющимся в открытом доступе, Merchant Gunvor Group и фонд финансирования торговли TransAsia Private Capital Ltd. также ранее потеряли деньги в сделках с компаниями Гупты. По словам нескольких человек, которые работали в группе или вели с ней дела, третьи стороны, включая банки и контрагентов, иногда чувствовали неладное в связи с торговой деятельностью группы. В прошлом году федеральная полиция Индии объявила, что расследует обвинения в мошенничестве против самого Гупты.
Ян Милн, бывший руководитель отдела финансирования торговли сырьевыми товарами в Rabobank и HSBC Holdings Plc, который работал в TransAsia в течение двух лет с 2018 по 2020 год, и пытался взыскать долги с компаний Гупты. По его словам, он не поверил своим глазам, когда увидел новость про Trafigura на этой неделе.
«На рынке очень хорошо известно, что у этих ребят весьма сомнительная репутация», — сказал Милн в интервью. «Большинство людей не имеют с ними дела уже много лет».
Убытки Trafigura потрясли мир трейдеров сырьевыми товарами. Этот инцидент показал, что даже крупнейшие игроки порой не в состоянии обезопасить себя от рисков и проблем, которые обрушились на отрасль в последние годы. В пятницу агентство Bloomberg предприняло несколько попыток по телефону и электронной почте связаться с Гуптой и связанными с ним компаниями, для получения комментариев, но не получило никакого ответа.
Компания Trafigura заявила, что начала расследование после выявления ряда тревожных сигналов.
«Это систематическое мошенничество, включающее в себя введение заблуждение и широкомасштабную фальсификацию первичной и вспомогательной документации. Оно произошло после длительных и законных деловых отношений, начавшихся в 2015 году», — сказала представительница Trafigura. «Любое мошенничество — это возможность пересмотреть и ужесточить системы и процедуры, и в настоящее время проводится тщательная проверка».
Кто такой Гупта
Гупта родился в 1979 году в семье трейдеров сырьевыми товарами. Его отец Виджай торговал сталью. Он представлял бразильские и испанские компании, импортировавшие железную и стальную продукцию в Индию в 1980-х и 1990-х годах. После его смерти в 2009 году Пратик возглавил семейную компанию Ushdev International Ltd., расположенную в Мумбаи, а его мать Суман стала председателем совета директоров. На пике своего развития в начале 2010-х годов компания имела рыночную капитализацию около $250 млн.
По словам нескольких людей, лично знакомых с Гуптой, в общении он обаятелен и редко выходит из себя.
«У него очень спокойная манера общения. Какой бы ни была проблема, он скажет, что на самом деле это не проблема, все будет решено», — говорит Милн, который сейчас работает в компании MonetaGo, создающей технологии для защиты банков и других компаний от финансового и торгового мошенничества.
Со временем компания Ushdev начала развивать направление ветроэнергетических активов, но все еще фокусировалась на торговле металлами. Гупта открыл компании в Сингапуре, Малайзии, Дубае, Великобритании и Швейцарии, включая TMT Metals и компании под вывеской UD Trading Group.
В интервью 2011 года, опубликованном на сайте Indiainfoline. com, он назвал свой бизнес третьей по величине компанией в Индии, торгующей металлами, и сказал, что за последние годы она выросла в два раза.
«Торговля металлами — это работа в одной упряжке», — заявил он. «Мы не сталкиваемся с какими-либо негативными последствиями».
У некоторых представителей отрасли торговая деятельность компаний Гупты вызвала вопросы. Компании иногда покупали и продавали большие объемы металла без видимой коммерческой цели, сказали некоторые из них.
Карусель мошенничества
Джонас Рей, исполнительный директор Athena Intelligence, компании корпоративной разведки в Женеве, которая оказывает поддержку организациям, занимающимся торговым финансированием, сказал, что он расследовал деятельность организаций, включая TMT, по поручению нескольких клиентов.
Мы предоставили нескольким клиентам информацию о причастности TMT к тому, что мы назвали «карусельным мошенничеством», — сказал он. «У вас есть один груз в центре, вы создаете 10 компаний вокруг него, и они продают груз друг другу. Один груз финансируется 10 раз. Это похоже на финансовый музыкальный стул. В конце концов, все рушится».
Несколько компаний пожалели о своих отношениях с Гуптой. Согласно документам компании и людям, знакомым с делом, Gunvor подверглась риску в десятки миллионов долларов, когда у Ushdev возникли финансовые проблемы. Этот риск привел лишь к относительно небольшим убыткам для Gunvor. Тем не менее это был удар, который совпал с решением Gunvor закрыть свое отделение по торговле металлами в 2016 году.
Список кредиторов, опубликованный в 2018 году, когда компания Ushdev объявила о своей несостоятельности, показал, что Gunvor был ее крупнейшим небанковским кредитором с суммой риска в 3 млрд рупий (около $45 млн на тот момент).
TransAsia по-прежнему вовлечена в судебные споры с компаниями Гупты по поводу предполагаемых неоплаченных долгов, связанных с финансированием торговли металлами, включая медь. В одном случае, который был обнародован в Сингапурских судах, фонд финансирования торговли утверждает, что принадлежащий Гупте холдинг UD Trading Group должен ему $63 млн. UD Trading в прошлом заявляла, что не считает себя ответственной за этот долг.
В июле прошлого года Центральное бюро расследований — индийский аналог ФБР — заявило, что начало расследование в отношении Пратика и Суман Гупта, а также Ушдева по факту предполагаемого мошенничества после жалобы, поданной Государственным банком Индии. В пресс-релизе ЦБР говорится, что оно провело обыски в трех местах, в результате которых были «изъяты уличающие документы/статьи».
Для Trafigura эта сага заставит задуматься о своих процедурах проверки деловых партнеров.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot — Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram