За семь дней до 10 февраля совокупный объем поставок российской нефти сократился на 562 000 баррелей в день, или на 16%, даже несмотря на рост экспорта из балтийских портов. Совокупные поставки из Арктики и Тихого океана сократились на полмиллиона баррелей в день, поставки из Черного моря также снизились. Менее волатильный четырехнедельный средний показатель упал впервые с начала января.
Куда едет российская нефть
Москва стремится представить сокращение добычи, о котором в пятницу объявил вице-премьер Александр Новак, как ответную месть на ограничение цен на экспорт, установленное Группой семи. Однако этот шаг также может отражать трудности, с которыми сталкивается Россия в обеспечении поставок сырой нефти своим четырем оставшимся клиентам — Китаю, Индии, Турции и Болгарии. Падение доходов побудило Кремль предложить изменить порядок расчета цен на сырую нефть для целей налогообложения.
Объем нефти на судах, направляющихся в Китай и Индию, плюс небольшие потоки в Турцию и количество нефти на судах, которые еще не определились с конечным пунктом назначения, снизился за четырехнедельный период в среднем до 3,07 млн баррелей в день. Этот показатель несколько снизился по сравнению с предыдущим периодом, он по-прежнему является вторым по величине с тех пор, как Bloomberg начал отслеживать поставки в начале 2022 года.
Поставки в Китай почти не изменились с начала военного конфликта между Россией и Украиной. Исторические закономерности показывают, что большинство грузов, которые в настоящее время идентифицируются как «Неизвестная Азия» или «Другие неизвестные», в конечном итоге попадут в Индию.
Бюджетные трудности
Экспортные пошлины приносят в российский бюджет меньше денег. Сокращение поставок и снижение цен на нефть сыграли свою роль в этом падении, но при этом также увеличился дисконт между мировым эталоном Brent и заявленными ценами на ключевой российский сорт Urals, которые используются для расчета налоговых ставок.
Обеспокоенное снижением доходов правительство предложило использовать для налоговой базы не цены на нефть марки Urals по данным Argus, а дисконт к нефти марки Brent. Предполагается, что в апреле он составит $34 за баррель, а к июлю снизится до $25.
Проблемы с транспортировкой
Запрет на импорт российской нефти, введенный Европейским союзом, значительно увеличил сроки транспортировки грузов: в среднем уходит 31 день пути из балтийских портов в Индию. Для сравнения: из тех же терминалов в Роттердам нефть доходила за семь дней, а в Польшу еще быстрее. Это оказывает все большее давление на суда, владельцы которых готовы перевозить российские грузы. Страна все больше полагается на свои собственные суда и так называемый «теневой флот», состоящий, как правило, из старых судов, принадлежащих небольшим, часто неизвестным компаниям.
Россия, похоже, пытается снять часть нагрузки с этого флота, отправляя дополнительные объемы нефти по железной дороге на свой тихоокеанский терминал в Козьмино. Поскольку трубопровод до порта уже работает на пределе возможностей, дорогостоящие железнодорожные перевозки являются единственным способом увеличить объемы поставок.
В Средиземном море также участились случаи перегрузки нефти с судна на судно. Это было заметно как у испанского города Сеута, так и у греческого побережья вблизи Каламаты. В этих двух местах между судами было передано не менее 10 грузов. Еще двенадцать танкеров типа «Афрамакс», загружавшихся в Балтийском море с конца января, судя по сигналам с мест назначения, могут передавать свои грузы другим судам в Средиземном море.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Блумберг: краткосрочно рынок нефти выдержит сокращение добычи в России