Экспорт ядерных материалов и технологий из России резко вырос после начала конфликта на Украине, что позволило Кремлю увеличить доходы и укрепить влияние на новое поколение международных покупателей, поскольку США и их союзники избегают введения санкций в отношении отрасли.
Данные о торговле, собранные Королевским объединенным институтом оборонных исследований Великобритании (RUSI), показали, что продажи российского ядерного топлива и технологий за рубежом выросли более чем на 20% в 2022 году. Закупки со стороны стран Европейского союза подскочили до самого высокого уровня за три года. Торговля расширяется по многим направлениям: от Египта и Ирана до Китая и Индии.
Торговля приносит хорошую прибыль, но дело не только в деньгах. Каждый раз, когда российский гигант «Росатом» соглашается построить новый реактор, он потенциально обеспечивает денежные потоки — и политическое влияние — на десятилетия вперед.
Такой бизнес позволяет сформировать длительные отношения. Это связано с большими первоначальными затратами — кредит обычно предоставляет Россия — и долгосрочными соглашениями на обслуживание АЭС, обучение операторов и пополнение запасов топлива. Подобное финансовое и техническое сотрудничество также может укрепить дипломатические связи.
«Это один из аспектов соперничества великих держав, в котором мы сейчас участвуем, — отметил Эдвин Лайман, директор по безопасности атомной энергетики Union of Concerned Scientists в Вашингтоне. — Российские лидеры рассматривают торговлю ядерными технологиями как способ укрепления альянсов».
Отказ от санкций
Эта задача упрощается из-за отсутствия конкуренции. Россия продолжила инвестировать в производство ядерного топлива и технологий после распада СССР, даже когда в других странах отрасль стала приходить в упадок.
Это одна из причин, почему США и их европейские союзники, которые обсуждают различные санкции против российской госкорпорации с начала войны, так и не ввели их. Опасения связаны с тем, что прекращение поставок российского топлива для их собственной атомной отрасли было бы слишком болезненным с точки зрения экономики.
Росатом поставляет около одной пятой обогащенного урана, необходимого для 92 реакторов в США. Европейские коммунальные предприятия, вырабатывающие электроэнергию для 100 миллионов человек, также зависят от корпорации.
Как отметила Дарья Должикова, аналитик RUSI по санкциям, данные, на которые ссылается аналитический центр, предоставлены сторонним коммерческим поставщиком и основаны на учетных записях российской таможни. По ее словам, цифры являются неполными и не отражают сотрудничество с такими странами, против которых введены санкции, как Иран. По возможности эти данные были подтверждены путем сравнения их с общедоступной информацией об экспорте.
«Проекты в области атомной энергетики имеют очень большие сроки, поэтому трудно делать окончательные выводы, — добавила она. — Но данные действительно свидетельствуют о приоритете рынков, которые могут воздержаться от санкций против российского экспорта атомной энергии или организаций».
Число транзакций в области атомной энергетики с 2019 по 2022 годы
Источник: Bloomberg
Судя по этим цифрам, члены НАТО, включая Болгарию, Чехию, Венгрию и Словакию, продолжили закупать топливо у Росатома в прошлом году, несмотря на просьбы Украины прекратить торговлю после того, как Россия взяла под контроль крупнейшую электростанцию Европы.
«Росатом ежегодно получает миллиарды долларов от бизнеса за рубежом, — заявил Петр Котин, президент украинского Энергоатома. — Деньги, которые они получают, идут на финансирование войны».
В этом месяце Украина ввела санкции против Росатома и призвала другие страны последовать ее примеру.
Однако даже на Украине девять реакторов, которые подконтрольны Киеву, работают на запасах российского топлива. По словам Котина, потребовались годы, чтобы перейти на топливо Westinghouse Electric Co. при содействии американских консультантов, при этом полная диверсификация невозможна еще три-четыре года.
Такие страны, как Болгария, Финляндия и Словакия, также объявили о планах по замене поставщиков. Но это не помешало Росатому расширить присутствие в Европе.
В Венгрии возводятся два новых реактора, подряд на строительство которых получил Росатом, без проведения открытого тендера. Россия покрывает 80% расходов за счет кредита в размере 10 млрд евро. К моменту завершения строительства в следующем десятилетии проект станет одной из крупнейших иностранных инвестиций в Восточной Европе. Венгрия, как и некоторые другие страны ЕС, выступает против включения ядерного топлива в санкции, тогда как другие члены блока, такие как Польша, Германия и страны Балтии, поддерживают эту идею.
Геостратегия, а не коммерция
Как показали данные, полученные RUSI, на долю топлива для устаревающих реакторов в бывших странах-союзниках СССР пришлось почти две пятых экспорта Росатома с 2019 года. Но самые быстрорастущие рынки расположены еще дальше.
«Это геостратегическая, а не коммерческая технология, — считает Марк Хиббс, аналитик по атомной энергетике из Фонда Карнеги за международный мир, Берлин. — Предоставляя государственное финансирование, Россия может снять финансовые риски с других стран».
Глава Росатома Алексей Лихачев заявил в этом месяце, что корпорация ведет переговоры о новых проектах примерно с 10 странами, и три или четыре из них близки к подписанию межправительственных соглашений. По его словам, во всех странах, где Росатом уже строит атомные станции, все идет по плану.
Росатом не подпадает под действие правил о нераспространении ЯО, введенных Министерством энергетики США. Россия поставляет ядерное топливо в Индию, в отношении которой Запад ввел торговые ограничения после испытания ядерного оружия в 1974 году, а также строит в стране два реактора, открытие которых запланировано на 2025 год. В прошлом году Росатом поставил в Китай топливо на сумму свыше $375 млн для реактора, что, по мнению Министерства обороны США, может увеличить запасы ядерного оружия Пекина.
ЮАР, которую за последние несколько недель посетили высокопоставленные чиновники из США и России, — хороший пример стратегического направления в сфере торговли ядерными технологиями.
Правительство единственной африканской страны, использующей в данный момент ядерные реакторы, в прошлом месяце не стало продлевать соглашение с США, которое обеспечивало доступ к топливу в обмен на гарантии нераспространения. Это открыло еще одну возможность для Росатома.
«В прошлом они надеялись сделать в ЮАР то, что они делают в Египте и Турции, но в более крупных масштабах, — заявил Хартмут Винклер, исследователь в сфере энергетики из Университета Йоханнесбурга. — Росатом заинтересован в контрактах, которые приносят им влияние, особенно в странах, которые придерживаются нейтралитета, когда речь идет об Украине».
Подготовлено по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Намерение США ввести санкции против «Росатома» взвинтило цены на уран до 11-летнего максимума
Украинский конфликт вернул Европу к дискуссии на тему ядерной энергетики