На фото цинковая шахта на Кубе. Источник: Reuters
Трехмесячные цены на Лондонской бирже металлов (LME) выросли на 16%, достигнув в конце января максимума на уровне $3512. Потом они упали до $3040, что всего на 1% выше, чем в начале года. Учитывая ослабление зимнего энергетического кризиса в Европе и падение цен на электроэнергию, усиливаются ожидания относительно того, что производители цинка снова запустят неиспользуемые мощности.
Китайские металлурги также наращивают мощности благодаря большим поставкам сырья и, как следствие, более низким расходам на переработку. Резкий скачок цен в этом месяце связан с тем, что рынок переоценивает потенциал в плане значительного восстановления предложения и возврата к избытку после дефицита в течение двух лет.
Держателям коротких позиций на LME придется подождать появления избытка. Биржевые запасы остаются низкими, что приводит к постоянным колебаниям временных спредов. Разрыв между реальностью и будущими ожиданиями, вероятно, сохранится до тех пор, пока биржевые запасы заметно не восстановятся.
Сделки «том-некст»
В центре нынешнего скользящего сквиза оказался сложный спред по сделкам «том-некст» на LME, когда короткие позиции переносятся с завтрашнего дня на послезавтра. Они вышли из-под контроля с начала февраля: на прошлой неделе бэквордация достигла $16 за тонну, что стало самым узким спредом с октября прошлого года.
Премия могла бы быть еще больше, если бы не меры, введенные для контроля всех контрактов на поставки LME после прошлогоднего скандала с никелем.
На сделки «том-некст» распространяется ежедневный лимит бэквордации, установленный в размере 1% от расчетной цены спот за предыдущий день, что помогает удерживать полную бэквордацию спот по отношению к трехмесячным фьючерсам в районе $30 за тонну.
Сейчас скользящая кэш дата LME оказалась в зоне перегрузки. Последний отчет биржи о позиционировании отражает четыре доминирующие длинные позиции по спотовым сделкам с цинком по состоянию на понедельник. В совокупности на их долю пришлось минимум 200% доступных запасов.
Одно лицо контролировало 40–50% фактических запасов в рамках варранта. Все это говорит об очень низких запасах цинка на LME.
Дефицит
Запасы цинка на LME составляют всего 25075 тонн, что меньше, чем мировое потребление за один день. Запасы в рамках варрантов, по которым определяются доминирующие позиции, составляют 18250 тонн. За последние несколько дней произошла небольшая перестановка, в результате которой на складах LME в Сингапуре возникла нехватка по 11575 тонн металла.
На складах может оставаться что-то еще. Ежемесячный отчет биржи о запасах вне варрантов показал 37526 тонн скрытых запасов цинка в Сингапуре на конец декабря. Это металл, который хранится с контрактной опцией гарантии LME: это наиболее вероятный источник притока на прошлой неделе, потенциально доступный для поставок.
Однако общие запасы LME — как зарегистрированные, так и скрытые — на конец декабря по-прежнему составляли всего 68115 тонн, что на 154673 тонны меньше, чем год назад, и далеко от уровня начала 2010-х годов, когда запасы LME стабильно превышали 800000 тонн.
Постоянный дефицит предложения в течение нескольких лет истощил запасы цинка, особенно в Европе, где металлургическим заводам пришлось сокращать мощности для борьбы с высокими ценами на электроэнергию. На складах LME в Европе нет зарегистрированного цинка. Кроме того, по состоянию на декабрь прошлого года отсутствовал и металл вне варрантов.
В Европе по-прежнему наблюдается самый сильный дефицит в глобальной цепочке поставок.
По данным Fastmarkets, физические премии немного снизились из-за более слабого спроса и повышения доступности неевропейских поставок металла. Однако премии в Северной Европе по-прежнему колеблются в районе $500 за тонну по сравнению со спотовыми ценами на LME, а итальянские потребители платят $550-$600 за доставку цинка с оплатой пошлин.
Высокие цены на электроэнергию в Европе привели к остановке трех заводов по производству цинка общей мощностью около 465000 тонн. При этом многие другие заводы работают с более низким коэффициентом загрузки. Тем не менее, региональный энергетический рынок, похоже, смог пережить зимний кризис, и базовые цены пока далеки от августовских максимумов.
Рентабельность европейских металлургических предприятий снова стала положительной, по данным Citi, который рассчитывает положительную денежную маржу в размере $250 за тонну для стандартного оператора по сравнению с чистым убытком в размере $840 на пике цен на электроэнергию в августе (Metal Matters, 18 января 2023 года).
По мнению банка, рынок ожидает, что заводы возобновят работу скорее раньше, чем позже. Citi понизил краткосрочный прогноз по цинку до $2900 с $3500 за тонну (Metal Matters, 15 февраля 2023).
Citi прогнозирует умеренный профицит предложения в размере 70000 тонн в этом году по сравнению с результатами опроса Reuters, которые в средним предполагают небольшой дефицит предложения на уровне 19500 тонн. Все зависит от того, когда восстановятся поставки в Европе и в каких объемах.
Однако даже в случае перепроизводства потребуется время, чтобы продукт попал на рынок последней инстанции. Цены на цинк на LME будут волатильными еще какое-то время, поскольку коротким позициям, открытым в расчете на возврат к избыточным запасам, еще придется пережить сегодняшнюю реальность в виде низких запасов.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram