Нелегко идти против тренда. Но обычно это один из самых надежных приемов: когда на высокорисковых рынках царит эйфория, нужно продавать. И покупать, когда они в полном отчаянии. Эти оценки всегда субъективные: каждый на свой страх и риск определяет степень эйфории и отчаяния. Однако сейчас так много противоречивых сигналов, что эта стратегия сильно дезориентирует. Как идти против тренда, если не понятно, в какую сторону направлен этот самый тренд?
Если спросить инвесторов, то все будут рассказывать о мрачных перспективах. Ежемесячный опрос управляющих фондами Bank of America показал, что сейчас они почти так же пессимистичны в отношении экономического роста, как и в марте 2020 года, когда центральным банкам пришлось спасать финансовую систему, пораженную коронавирусом. Звучит не очень. Но для игроков против тренда, которые покупают рисковые активы, это хорошая новость.
Но и здесь есть две проблемы: во-первых, мировые акции уже сейчас примерно на 20% выше, чем в октябре. И покупать сейчас — смелый поступок. Во-вторых, за последние недели настроения сильно улучшились. Все ключевые показатели настроений подскочили за последний месяц, и, по словам BofA, изменения в распределении активов свидетельствуют о росте интереса к рискованным стратегиям, хотя настроения по-прежнему «недостаточно оптимистичны», чтобы оправдать медвежьи ставки.
Получается, инвесторы расстроены, но недостаточно сильно, и в то же время счастливы, но тоже слабовато. И это не укладывается в голове.
Дарио Перкинс из аналитической компании TS Lombard считает, что сейчас для инвесторов настали запутанные времена, особенно для тех, кто играет против тренда. У них сложилось неадекватное представление об основных трендах этого года, включая прогнозы о наступлении рецессии, которые просто не имеют смысла.
«Часто такой анализ обусловлен суевериями [или последствиями кризиса] 2008 года, а не достоверными макроэкономическими данными», — заявил он.
Вместо этого, по его словам, мир оказался в «фиктивном» цикле, который просто не соответствует стандартным шаблонам. Карантины из-за пандемии Covid-19, быстро меняющаяся ситуация на рынках труда, масштабные колебания в монетарной политике и военный конфликт в Европе — все это говорит о том, что на этот раз все точно будет по-другому.
«Несомненно, дефицит на рынке труда должен способствовать более длительному сохранению высоких процентных ставок, но это не означает, что нужно разрушать экономику бесконечными ужесточениями, особенно в условиях фиктивного делового цикла, который полон неожиданностей, — добавил он. — Уверен, что такая путаница в экономике разочарует всех — и быков, и медведей».
Быки и медведи
Сейчас с самыми большими разочарованиями столкнулся медвежий лагерь. Как отметили в BofA, в данный момент разрослась «болезненная торговля» более рискованными активами, именно она нанесет наибольший ущерб инвесторам. Немногие смогут заработать, если наметившаяся тенденция сохранится.
«Люди не верят в это ралли и настроены весьма скептически», — заявил Патрик Спенсер, вице-председатель по акциям частной инвестиционной фирмы Baird.
Спенсер примкнул к лагерю быков примерно в октябре, что позволило ему неплохо заработать на прошлогодней стратегии инвестирования против тренда. По его словам, нынешнее ралли — «самый отвратительный бычий рынок всех времен», но бороться с ним нет смысла.
Цепочки поставок работают эффективнее, инфляция замедляется, ФРС сокращает темпы повышения процентных ставок, а не увеличивает их, при этом корпоративная Америка больше не страдает из-за сильного доллара. Данные по занятости могут показаться пугающими, но направление движения явно позитивное. Кроме того, Китай отменяет карантины, введенные из-за Covid, а Европе, похоже, удалось избежать последствий из-за холодной и дорогой зимы.
«Все боятся рецессии, но мы постоянно говорим об этом уже 12–18 месяцев, — отметил Спенсер. — Мы столкнулись с оптимизацией, сокращением рабочих мест в сфере технологий… Компаниям пришлось пойти на это. Это происходит на рынке. Процентные ставки растут, но рынки не падают, и это очень, очень хороший знак».
Он считает, что опаснее сидеть и ждать, когда разразится катастрофа. «Все ждут, когда рынок скорректируется, чтобы вернуться и купить подешевке, — добавил он. — Не думаю, что у них будет такой шанс».
Джек Янасевич, ведущий портфельный стратег Natixis Investment Managers Solutions, — еще один ярый сторонник быков. «Многие осуждают меня за неизменный оптимизм», — заявил он.
Когда он осознал, что фондовые рынки учли в ценах то, что он называет «нормальной рецессией», в августе прошлого года, то переключился на более рискованный портфель и получил много гневных писем, в которых люди обвиняли его в глупости.
«Люди в ответ в основном говорят: „Просто подождите, грядет рецессия“. Да, но они говорят об этом уже давно, за это время цены прибавили 20% по сравнению с минимумами», — отметил он.
По словам Янасевича, сейчас люди начинают думать так же, как он, но многие инвесторы пострадали в 2022 году и опасаются «карьерного риска», если снова ошибутся.
У него есть собственный противоположный индикатор: «Когда больше людей скажут: „Ты не идиот“, тогда, возможно, все изменится».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Finnacial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Потенциальная катастрофа фондового рынка вcе еще в силе
Акции технологических компаний США относительно S&P 500 торгуются близко к пикам пузыря доткомов
Экономику США ждет жесткая посадка, а S&P 500 упадет до 3 800 — BofA