Ведущие бренды уходят из России, но их товары по-прежнему легко найти

22.02.2023 10:30

Подавляющее большинство соответствующих товаров не подпадает под санкции, и эти трансграничные потоки являются законными

Грузовики с Coca-Cola пересекают границу России, туристы возвращаются из-за границы, нагруженные последними моделями Zara, а местные онлайн-магазины распродают запасы мебели IKEA. Западные бренды, возможно, и покинули страну, но их товары - нет.

   Бутылки и банки Coca-Cola, импортированные из Японии и Китая, а также другая тара для безалкогольных напитков выставлены на продажу во Владивостоке, Россия, 20 февраля 2023 года. REUTERS/Татьяна Меель

Несмотря на то, что европейские, североамериканские и японские компании покидают Россию из-за ее действий на Украине, влияние на российских потребителей минимально, хотя сроки доставки могут быть больше, а некоторые товары дороже.

Основное изменение коснулось маршрутов поставок, но продукты остаются доступными как онлайн, так и в магазинах. Покупателям просто нужно знать, где искать.

Важно отметить, что подавляющее большинство соответствующих товаров не подпадает под санкции, и эти трансграничные потоки являются законными. И Москва с радостью впустит их, какой бы маршрут они ни выбрали.

Постоянная доступность брендов показывает, с какими трудностями сталкиваются компании при контроле цепочек поставок при выходе с рынка.

ZARA в Минске

Владелец бренда Zara компания Inditex закрыла свои 502 российских магазина после того, как Москва ввела войска в Украину, а затем продала их базирующейся в ОАЭ Daher Group.

Теперь мелкий импорт и онлайн-продавцы поддерживают их жизнеспособность, показал обзор Reuters шести крупных онлайн-рынков и беседы с дюжиной покупателей и продавцов.

Прошлым летом 32-летняя Альбина взяла пустой чемодан в Минск и вернулась через 24 часа с одеждой Inditex от брендов Zara, Bershka и Massimo Dutti на 33 000 рублей (442 доллара) для себя и друзей.

В то время как большинство западных брендов, прекративших свою деятельность в России, также ушли из Беларуси - верного союзника Москвы, - Inditex этого не сделала. Компания не дала комментариев, когда ее спросили об этом.

Альбина рассказала агентству Reuters, что она также покупала одежду в Париже и Дубае и пользовалась сетью онлайн-продавцов.


"Есть страницы в Instagram, в Telegram, есть девушки, которых я знаю, которые переехали жить в Европу, Стамбул или Дубай", - сказала она. "Они собирают заказы, скажем, в Стамбуле, берут 15-30% (в качестве комиссии), затем доставляют их сюда, и вы платите за доставку".


Прошлогодний сильный рубль и слабая турецкая лира сыграли на руку российским потребителям.

Динамика валютных курсов частично стала причиной семикратного увеличения поставок из Турции через CDEK Forward, службу доставки с зарубежных сайтов электронной коммерции, сообщила Reuters ее директор по маркетингу Динара Исмаилова.


"Как только бренды заявили, что уходят, началась какая-то паника, и количество объемов и заказов резко возросло", - сказала Исмаилова.


Занимаясь небольшими частными поставками, оборот CDEK Forward в прошлом году удвоился в денежном выражении, причем 80% этого объема приходится на одежду, в то время как товарооборот компании утроился.


"Это сравнимо с тем, как если бы вы лично зашли в магазин Zara в Нью-Йорке, купили там что-то и отправили своим друзьям в Москву", - сказала Исмаилова.


Онлайн-рынки

Поскольку цепочки поставок разрушились, Россия легализовала так называемый параллельный импорт, позволив розничным торговцам ввозить товары из-за рубежа без разрешения владельца торговой марки.

Сайты электронной коммерции продают широкий ассортимент импортных товаров, и продавцы часто рекламируют, что они привозят товары из-за рубежа.

Лидер рынка Wildberries продает старые товары брендов Inditex, а в каталоге Zara насчитывается почти 17 000 товаров. Источник, близкий к Inditex, сказал, что это были складские запасы, которые находились в России, когда компания приостановила там деятельность.

Wildberries не ответила на запрос о комментариях.

Одним из вездесущих западных продуктов, которые продают Wildberries и ее конкуренты Ozon и Яндекс Маркет, является Coca-Cola, часто рекламируемая как импортная, чтобы покупатели знали, что это настоящая продукция.

В то время как Coca-Cola Co прекратила производство и продажу напитков в России в прошлом году, другие компании импортируют их, причем этикетки на банках и бутылках указывают на то, что они прибыли из Европы, Казахстана, Узбекистана и Китая.

Одна из особенностей этого соглашения заключается в том, что цены варьируются. В одном московском супермаркете продавались три банки Coca-Cola по трем разным ценам, импортированные из Дании, Польши и Великобритании соответственно.

Старший сотрудник крупного ритейлера объяснил, как компании адаптировались.


"Были быстро установлены контакты и подписаны новые контракты с новыми партнерами, запущены новые денежные потоки и логистические цепочки поставок с турецкими, польскими и казахстанскими компаниями", - сказал он на условиях анонимности.


Coca-Cola теперь доступна в еще большем количестве стран.


"Однако, как обычно, именно покупатель платит больше за эти новые неудобства", - добавил сотрудник.


"Дружественный" импорт

По мере разработки новых маршрутов дополнительные затраты на логистику, поездки и масштабирование будут снижаться, и хотя торговля остается относительно неэффективной, эти новые отношения сохранятся, сказал Рам Бен Цион, генеральный директор платформы цифровой проверки Publican.


"Механизмы параллельного импорта были консолидированы и расширены, что означает, что практически все доступно и будет доступно в будущем", - сказал Бен Цион, указывая на очереди грузовиков на границе и новые предприятия, возникающие в соседних с Россией странах.

"Coca-Cola может легко заметить "всплеск спроса" со стороны соседних с Россией стран, откуда поступает большая часть параллельного импорта", - сказал Бен Цион. "Не в их интересах что-либо с этим делать".


Coca-Cola отказалась от комментариев.


"Дружественные" страны, не вводящие санкции, увеличили экспорт в Россию, свидетельствуют их торговые данные. Сама Россия перестала публиковать такие цифры.


Товарооборот между Китаем и Россией в прошлом году достиг рекордных 1,28 трлн юаней (186 млрд долларов), в то время как экспорт Турции в Россию подскочил на 61,8% до 9,34 млрд долларов, а экспорт Казахстана вырос на 25,1% до 8,78 млрд долларов.

Однако неофициальные маршруты поставок могут привести к увеличению количества некачественных товаров, поступающих в Россию, поскольку регулирующие органы теряют контроль, сказал Бен Цион.

Реплики

Некоторым брендам приходится годами бороться с копиями и несанкционированным импортом. Тем временем российские конкуренты Coca-Cola увеличили мощности по розливу и запустили новые напитки Cola.

Шведский мебельный гигант IKEA продал свои акции технологическому гиганту Yandex Market подразделение электронной коммерции, когда оно покинуло Россию. Владелец бренда IKEA Inter IKEA Group заявил, что продал оставшиеся акции "Яндексу" за нераскрытую сумму в связи с сокращением розничной торговли IKEA в России.

Яндекс Маркет утверждает, что это позволяет поставщикам, которые ранее продавали товары через магазины IKEA, напрямую контактировать с покупателями.

Но бывшие поставщики также готовы продавать слегка модифицированные товары IKEA под другими названиями. Один из них уже рекламирует комплект постельного белья под названием "ARUA (аналог IKEA BERGPALM)".

IKEA заявила, что изучает товары, рекламируемые как похожие на линейку товаров на IKEA online.

Хотя для российских фирм открываются новые возможности, зацикленность на западных брендах может помешать усилиям по наращиванию местного производства.


"Со временем рыночные силы продолжат вытеснять на рынок продукты, к которым привыкли россияне, и, хотя есть стремление перейти на "Сделано в России", на самом деле будет очень трудно приучить людей к российской кока-коле", - сказал Бен Цион.


 

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters 

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Бум торговли России с соседями может сигнализировать об уклонении от санкций