Западный ценовой потолок на российский морской экспорт нефти и нефтепродуктов совпадает с большими скидками России на эту продукцию — но не из-за самих лимитов.
Покупателей российского экспорта стало меньше: ЕС, США, Великобритания и Австралия вообще запретили импорт, а другие отступили, опасаясь будущих санкций.
Чем ниже конкуренция, тем ниже цена, поэтому появились дисконты.
Но ценовой потолок вскоре может сыграть свою роль в отношении сырой нефти, а это означает, что санкционный ландшафт для танкеров может стать намного сложнее.
Цена Urals приближается к ценовому потолку
«Большая семерка» и ЕС ввели ограничение в 60 долларов за баррель для российской сырой нефти 5 декабря и ограничение в 100 долларов за баррель для российского дизеля с 5 февраля.
Поставщики судоходных услуг G7 и ЕС, в том числе все важные британские страховщики судов, могут предоставлять страховое покрытие судам, если они письменно удостоверят, что цена нефти или дизеля ниже лимита.
Около четверти российского морского экспорта осуществляется в Тихий океан по трубопроводу ВСТО с погрузкой в порту Козьмино. Остальной экспортный объем приходится в основном на отгрузку сырой нефти марки Urals в черноморском порту Новороссийск и балтийском порту Приморск.
Согласно оценкам Argus, цена на нефть марки ВСТО из Козьмино значительно выше предельных лимитов, и так было с момента введения санкций. Нефть ESPO (ВСТО) закрылась в среду по цене 72 доллара за баррель (на базисе FOB).
Сейчас цена на Urals становится неудобно близкой к потолку. Она торгуется с 30-процентным дисконтом по отношению к Brent, но, поскольку Brent выросла вслед за сокращениями ОПЕК и восстановлением спроса, Urals теперь находится в пределах нескольких долларов от потолка. По данным Argus, во вторник цена на нефть марки Urals достигла недавнего максимума в 57 долларов за баррель.
OFAC предупреждает о торговле нефтью ESPO
По словам экспертов Vortexa, в перевозках российской нефти из Черного и Балтийского морей преобладают греческие танкеры, тогда как в перевозках ВСТО преобладают российские и китайские танкеры. Тем не менее есть и другие перевозчики, связанные правилами Большой семерки и ЕС о ценовом потолке, участвующие в торговле нефтью ВСТО в Козьмино.
Это вызывает тревогу, учитывая, что цены на эту нефть явно превышают лимит, что спровоцировало специальное предупреждение Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) во вторник.
«Управлению OFAC известно о том, что ВСТО и другая нефть, которая экспортируются через тихоокеанские порты РФ, может продаваться выше потолка и может использовать страховое покрытие, предоставляемое компаниями из США», — заявили в OFAC.
«Мы даем дополнительное предупреждение американской промышленности, что следует быть осторожным, если вы имеете дело с ESPO или другими тихоокеанскими перевозками российской нефти», — заявила в четверг Клэр О’Нил Макклески, помощник директора отдела соответствия OFAC.
Она сказала, что американским организациям могла быть предоставлена ложная документация, и они могли не знать о местонахождении корабля из-за манипулирования данными о местоположении в автоматической идентификационной системе (AIS).
«То, что привело нас к выпуску этого предупреждения, заключается в том, что иногда будет несоответствие между тем, что показывает очень простая служба отслеживания судов, и тем, что покажет более сложная служба отслеживания», — сказал Макклески. Базовая система отслеживания не покажет перевозку из Козьмино; более сложный сервис покажет.
Западные танкеры в торговле Urals
Сложности для танкерных перевозок были бы гораздо более серьезными, если бы цены на нефть марки Urals превышали лимит в течение длительного периода, как это уже произошло с ВСТО.
Прогнозируется, что цены на нефть в целом вырастут во второй половине этого года, что предполагает дальнейшее повышательное давление на Urals.
Торговля в Балтийском и Черном морях в основном осуществлялась так называемым «теневым флотом» сразу после ограничения цен 5 декабря и запрета ЕС на импорт. Теневые танкеры обычно определяются как танкеры с непрозрачными собственниками, которые работают вне финансовых, судоходных и страховых режимов Большой семерки и ЕС.
Брокерская компания BRS подсчитала, что девять из 10 экспортных отгрузок российской нефти перевозились теневыми танкерами сразу после 5 декабря, но сейчас их количество сократилось до трех из 10.
Обычные танкеры, использующие западные службы доставки стали активно участвовать в торговле российской нефтью из Балтийского и Черного морей.
Алекс Юневич, начальник отдела грузовых перевозок Argus, сказал FreightWaves: «Доля, которую теневой флот занимает [от] перевозки российской нефти, постепенно снижается. Судовладельцы на обычном рынке теперь больше привыкли к процедурам получения страхового покрытия российских отгрузок.
Тем не менее теневой флот все еще активен, так как некоторые игроки могут счесть его удобным», — сказал Юневич.
Argus проливает свет на величину санкционных премий
Основные игроки рынка танкеров вступают в торговлю не только потому, что им стала удобнее система ограничений, но и потому, что это выгодно с финансовой точки зрения.
Размер «санкционной надбавки» находится в центре внимания нового продукта ценообразования на грузовые перевозки, представленного Argus в среду.
Он оценивает средние еженедельные расходы на фрахт российской нефти (включая как основной, так и теневой флот) в Китай и Индию по сравнению с перевозками нефти не из России.
Например, данные Argus показывают, что стоимость перевозки Urals из Новороссийска на западное побережье Индии на борту танкера типа «Афрамакс» (грузоподъемностью 80 000 тонн) приносит в среднем на 42% больше, чем обычная перевозка танкером «Афрамакс» неподсанкционной нефти.
Юневич объяснил: «Поскольку общий флот сейчас активно задействован, российские отгрузки напрямую зависят от спроса и предложения на открытом рынке.
«Итак, если в Атлантике наблюдается избыток и слабый рынок для судов Aframax и Suezmax [Suezmaxs перевозят около 140 000 тонн нефти], это отражается на российском фрахте, и санкционная надбавка сужается».
Теневой флот может вырасти
Возникает вопрос: что произойдет, если Urals на продолжительный период превысит ценовой потолок? Придется ли им отказаться от перевозок, если их британские страховщики откажутся предоставлять покрытие?
«Если цена российской нефти явно превышает предельную цену в 60 долларов за баррель, ситуация может осложниться», — предупредил Эрик Брукхуйзен, менеджер из Poten & Partners.
Юневич пояснил: «Санкционная премия, вероятно, возрастет, если цена на „Юралс“ превысит потолок, а судовладельцы на рынке в целом будут бороться за страховое покрытие. Это означало бы, что спрос должен обслуживаться ограниченным тоннажем теневого флота, что, естественно, увеличивает стоимость фрахта».
Предстоящий тест для ценовых потолков
Если теневой флот будет достаточно большим, чтобы справиться с нагрузкой после того, как основные танкеры будут вынуждены уйти, Россия получит более высокие доходы за счет роста цен на нефть марки «Юралс» и сможет обойти западные санкции.
Если теневой танкерный флот недостаточно велик — или если опасения по поводу санкций ограничивают покупательский интерес в Индии — ценовой потолок теоретически может работать.
«Если российские продавцы нефти предоставят еще более высокие скидки по сравнению с международными бенчмарками, чтобы удерживать свою цену ниже потолка. Это позволит сохранить занятость некоторым из основных владельцев, которые в настоящее время работают в такими перевозками», — сказал Эрик Брукхуйзен.
Он добавил: «В Индии некоторые банки, которые содействуют сделкам с нефтью, проинформировали своих клиентов, что они не будут обрабатывать платежи за нефть, которая покупается выше ценового предела в 60 долларов. Отношение индийских банков очень важно, потому что Индия стала ключевым покупателем российской нефти».
Еще один вариант изменит уровень ценового потолка. Если Запад повысит потолок, и тот станет выше 60 долларов, это поддержит возможность продолжать торговлю нефтью, но это также увеличит доходы России, сказал Брукхёйзен.
А как на дизельном фронте
Ключевой вопрос для западных экономик: как все это отразится на цене, которую западные потребители и предприятия платят за топливо. Цель режима ценового потолка состоит в том, чтобы сократить доходы России, но не сократить поставки энергоносителей на мировой рынок.
Цена дизеля играет ключевую роль. И хорошая новость заключается в том, что нет неотвратимой проблемы с ограничением цены на дизельное топливо в 100 долларов за баррель.
По данным Международного энергетического агентства со ссылкой на Argus, в прошлом месяце дизель продавался в среднем всего по 70 долларов за баррель.
«Никто в мире не платит даже близко к установленному лимиту», — сказал Бенедикт Джордж, заместитель редактора по европейским продуктам в Argus.
По материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Индия готова покупать российскую нефть выше потолка в $60 за баррель