По словам Ручира Шармы, уверенность в доминировании доллара игнорирует признаки того, что страны серьезно настроены на поиск альтернатив.
Это можно проиллюстрировать, принимая во внимание недавние тенденции в золоте: товар-убежище вырос на 20% за последние полгода.
Filograph/Getty Images
Но спрос исходит от центральных банков, сокращающих свои долларовые резервы, а не от «обычных подозреваемых», состоящих из крупных и мелких инвесторов, написал председатель Rockefeller International в The Financial Times в воскресенье.
Фактически, на центральные банки приходится рекордные 33% ежемесячного мирового спроса на золото, и они покупают больше золота, чем когда-либо с момента начала сбора данных в 1950 году, добавил он.
«Этот бум покупок помог поднять цену на золото почти до рекордного уровня и более чем на 50% выше, чем предполагают модели, основанные на реальных процентных ставках», — сказал Шарма. «Очевидно, что что-то новое движет ценами на золото».
По его словам, девять из 10 крупнейших центральных банков, покупающих золото, находятся в развивающихся странах, включая Китай, Россию и Индию.
Эти три страны, наряду с другими странами БРИКС, Бразилией и Южной Африкой, также являются частью усилий по созданию новой валюты в противовес доллару.
«Таким образом, самый старый и самый традиционный из активов, золото, теперь является средством восстания центральных банков против доллара», — написал Шарма. «Часто в прошлом и доллар, и золото рассматривались как убежище, но теперь золото считается гораздо более безопасным. Во время краткосрочного банковского кризиса в марте золото продолжало расти, в то время как доллар падал».
Он связывает погоню за золотом с растущим использованием финансовых санкций США и их союзниками, при этом 30% стран столкнулись с санкциями со стороны США, Европейского Союза, Японии и Великобритании.
Это по сравнению с 10% в 1990-х годах. Но после начала СВО России в Украине Запад заморозил валютные активы страны и отрезал ее от системы SWIFT.
«Внезапно стало ясно, что любая страна может стать мишенью», — написал Шарма.
Перед лицом превращения доллара в оружие даже союзники США, такие как Таиланд и Филиппины, начинают искать альтернативные валюты.
В частности, китайский юань расширяет свое международное присутствие, но Шарма ссылается на еще одну угрозу — тот факт, что количество центральных банков, пытающихся создать цифровые валюты, утроилось за три года.
«Риск для Америки заключается в том, что ее самоуверенность растет, подпитываемая историей о «безальтернативности». Этот нарратив основан на глобальном доверии к институтам США и верховенству закона, но это именно то, что использование доллара в качестве оружия так сильно подорвало, — написал Шарма. — Это также зависит от веры в способность страны выплатить свои долги, но она также ослабевает, поскольку ее зависимость от иностранного финансирования продолжает расти».
Другие меньше опасались дедолларизации, ссылаясь на то, что доверие к доллару трудно пошатнуть.
Брэд Макмиллан из Commonwealth сказал, что даже если появится сильная альтернатива, потребуются монументальные усилия и убеждения, чтобы заменить доллар.
А бывший министр финансов Ларри Саммерс сказал, что юань не представляет угрозы для доллара США, в основном потому, что Китай не является предсказуемым и надежным рынком.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Insider
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Валютный гуру отметил, что глобальная дедолларизация происходит высокими темпами