Добыча нефти в России практически не сократилась

25.04.2023 15:55

Поставки вторую неделю остаются примерно на уровне 3.4 млн баррелей в сутки


Экспорт нефти из России не снижается, даже несмотря на заявления правительства о сокращении добычи.

Потоки из российских портов почти не изменились после восстановления на предыдущей неделе, и, по данным отслеживания танкеров, собранным агентством Bloomberg, они в среднем составляли 3.4 млн баррелей в сутки. Высокий спрос со стороны российских покупателей, в основном из Китая, Индии и Турции, подтолкнул объемы к новому максимуму за четыре недели.

Морской экспорт по-прежнему не отражает никаких признаков сокращения добычи, которое, по словам министерства энергетики России, достигло 700000 баррелей в сутки в марте. Не похоже, что нефтеперерабатывающие мощности России также сильно сократились. Последние данные свидетельствуют о том, что темпы переработки практически не изменились с начала года и по состоянию на 19 апреля были на 720000 баррелей в сутки больше, чем за аналогичный месяц прошлого года.

Сокращение добычи, запланированное на март, уже должно было проявиться в показателях экспорта, но этого не произошло. В России относительно небольшая емкость хранилищ, которые невозможно использовать в качестве буфера на случай сокращения добычи. Поскольку большинство резервуаров используется для нормальной работы обширной трубопроводной сети страны, маловероятно, что экспорт обеспечивался за счет отбора из хранилищ.

После перенаправления нефти, ранее поставлявшейся в Польшу и Германию по трубопроводу «Дружба», морские потоки увеличились в начале года в среднем до 3.32 млн баррелей в сутки по сравнению с 2.94 млн баррелей в сутки за аналогичный период в конце 2022 года. Поставки в Германию прекратились в конце 2022 года, а в Польшу — в конце февраля. Польский государственный НПЗ PKN Orlen SA расторг последний контракт с российским поставщиком после прекращения поставок нефти по «Дружбе».

Основные экспортные направления России

Совокупный объем нефти на судах, направляющихся в Китай и Индию, а также более мелкие потоки в Турцию и нефть на судах, которые еще не указали конечный пункт назначения, выросли вторую неделю подряд и достигли рекорда в 3.35 млн баррелей в сутки.

Когда в конце января стали известны конечные пункты погрузки нефти, потоки в Китай подскочили до новых максимумов после начала конфликта на Украине и оставались примерно на этих уровнях в феврале. Как показывает практика, большинство судов, на которых в качестве места назначения указан «Неизвестный пункт в Азии» и которые направляются к Суэцкому каналу, окажутся в Индии, а партии, загруженные на супертанкеры VLCC у северного побережья Марокко или, совсем недавно, в Атлантическом океане, направятся в Китай.

Судя по всему, операции по перевалке на супертанкеры, перемещаются в Атлантический океан из Средиземного моря близ испанского города Сеута на побережье Северной Африки, как это происходило прошлым летом. Танкер Volans класса Aframax переместил груз на супертанкер Scorpius к северу от островов Зеленого Мыса, а танкер Nurkez, по-видимому, начнет погрузку на Eliza II в воскресенье.

С начала года между судами в этих двух местах, а также у греческого побережья близ Каламаты было перемешено более 60 партий груза.

Россия и Индия обсуждают создание совместных институтов перестрахования поставок нефти, сообщил вице-премьер Денис Мантуров, который не исключил, что такие организации могут появиться к концу года. Вице-премьер Александр Новак заявил в прошлом месяце, что России нужны новые механизмы страхования и перестрахования экспорта нефти.

До недавнего времени страна продолжала пользоваться услугами западных страховщиков, которые покрывали более половины танкерного флота, экспортирующего российскую нефть. Однако одна из танкерных компаний, активно участвующих в перевозке российской нефти, лишилась стандартной отраслевой страховки после того, как нарушила ценовой потолок G7 в отношении транспортировки российской нефти.

Потоки нефти по пунктам назначения

По сравнению с предыдущей неделей поставки нефти за неделю до 21 апреля сократились примерно на 35000 баррелей в сутки до 3.4 млн баррелей в сутки. В среднем за четыре недели общий объем морского экспорта вырос на 72000 баррелей в сутки до 3.46 млн баррелей в сутки, что является самым высоким показателем за 10 месяцев.

Еженедельные данные зависят от графика движения танкеров и задержек при погрузке из-за плохой погоды. Техобслуживание портов также может отложить экспорт на несколько дней. Цифры не включают грузы, обозначенные как казахстанский сорт KEBCO, поставляемый на экспорт АО «КазТрансОйл» через российские порты Усть-Луга и Новороссийск.

Казахстанская нефть смешиваются с нефтью российского происхождения для получения однородного экспортного сорта. После начала конфликта на Украине Казахстан провел ребрендинг, чтобы отделить свою нефть от грузов, отправляемых российскими компаниями. Транзитная нефть освобождена от санкций Европейского союза.

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Мировая маржа нефтепереработки снижается, поскольку российская нефть находит новые рынки сбыта

Морской экспорт нефти из РФ быстро восстанавливается после резкого снижения в начале апреля — Bloomberg

Индия готова покупать российскую нефть выше потолка в $60 за баррель