Цены на российскую нефть растут, санкции под угрозой срыва

27.04.2023 13:39

Urals почти достигла ценового потолка в $60, что ограничивает способность Запада сокращать доходы Москвы


Западные санкции, призванные ограничить доходы Москвы от ископаемого топлива, натолкнулись на новое препятствие: значительный скачок цен на российскую нефть.

По данным ценового агентства Argus Media, рост спроса со стороны Индии и Китая подтолкнул цены на флагманский сорт Urals примерно до $55 за баррель по сравнению с суточным минимумом в $35 в январе. Подобное ралли контрастирует с падением на более широких нефтяных рынках на фоне ослабления спроса в США и Европе, поскольку экономика в этих странах замедляется.

Цены вскоре могут достичь порога в $60 за баррель, который США и их союзники установили в отношении большей части российской нефти, что подорвет способность Запада поддерживать потоки российской нефти на рынок и при этом ограничивать доходы Кремля. Российская нефть торгуется со значительным дисконтом к базовым ценам на нефть, однако разрыв сократился.

Некоторые нефтетрейдеры начинают задаваться вопросом, стоит ли продолжать поставлять Urals, учитывая риск санкций. Другие находят альтернативные способы транспортировки российской нефти по более высоким ценам.

По словам Дэвида Файфа, главного экономиста Argus, неясно, как правительство США и нефтяные рынки отреагируют на то, что Urals превысит $60. Уход западных перевозчиков с рынка из-за опасений попасть под санкции может снизить экспорт и поднять мировые цены.

Американские и европейские чиновники утверждают, что они активизировали правоприменительные усилия для соблюдения ограничений, что, по словам американских чиновников, не связано с ростом цен. США и союзники запретили компаниям в своих юрисдикциях участвовать в экспорте за исключением случаев, когда нефть стоит меньше $60 за баррель.

План работает?

Западные чиновники заявляют, что с момента запуска в декабре их план помогает достичь двойной цели: остановить поток доходов от нефти, с помощью которых Москва финансирует конфликт на Украине, не нарушая при этом работу мировых энергетических рынков. В первом квартале поступления от налогов на нефть и газ, которые являются крупнейшим источником бюджета для российского правительства, сократились на 45% по сравнению с прошлым годом.

Некоторые трейдеры отмечают, что санкции ежедневно выталкивают миллионы баррелей нефти на теневой рынок, где трудно отследить деньги.

Поскольку в последние недели стоимость Urals приблизилась к предельным ценам, трейдеры, подпадающие под санкции, начали беспокоиться из-за участи в поставках. Трейдеры выступают посредниками между российскими производителями и конечными потребителями, такими как нефтеперерабатывающие заводы. Например, как сообщили источники, знакомые с ситуацией, Socar Trading SA, базирующееся в Женеве подразделение азербайджанской национальной нефтяной компании, которое поставляло российскую нефть на крупный НПЗ, принадлежащее материнской компании в Турции, приостановило поставки.

Более серьезная опасность связана с транспортировкой. Хотя большая часть российской нефти перевозится на танкерах за пределами традиционной судоходной отрасли и сферы действия западных санкций, огромные объемы Urals перевозятся греческими компаниями.

Судя по результатам анализа данных о судоходстве, проведенного антикоррупционной организацией Global Witness, которая выступает за ужесточение санкций против России, с момента введения санкций пять греческих компаний в совокупности перевозят по морю почти 15% нефти и топлива. После ухода многих западных операторов с российского рынка нефти образовалась «большая брешь, которую быстро заполнили греческие грузоотправители», отметил эксперт Global Witness Кристофер Ламбин.

Американские чиновники заявили, что не наблюдают масштабного перехода на альтернативные морские услуги из-за подорожания Urals. По их словам, российским трейдерам и другим компаниям, не входящим в западную систему, не хватает судов, финансирования и страховки, чтобы перевозить намного больше нефти, чем сейчас.

Новые способы обхода санкций

Тем не менее, многие трейдеры и аналитики ожидают, что нефть продолжит поступать на рынки. На каждом этапе военного конфликта Москве удавалось находить новых покупателей, трейдеров, перевозчиков, страховщиков и финансовые организации. По данным компании Kpler, занимающейся отслеживанием грузов, Россия может в этом месяце экспортировать 101 млн баррелей нефти по морю, что чуть меньше, чем в январе 2022 года.

В доказательство гибкости рынка одна новая крупная судоходная компания отказалась от западной страховки, чтобы поднять цены на нефть выше предельного уровня.

Компания Gatik Ship Management, базирующаяся в Мумбаи, в прошлом году создала флот и начала перевозить огромные объемы российской нефти в Индию. Какое-то время компания пользовалась страховкой от несчастных случаев, выданной американским страховым клубом. Согласно базе данных American P&I Club, Gatik утратила прикрытие в последние недели.

По словам человека, знакомого с ситуацией, американскому клубу стало известно, что Gatik планирует повысить цены на нефть выше установленного потолка. Американским страховщикам запрещено покрывать поставки российской нефти, если она продается выше предельного уровня.

Представитель Gatik не ответил на запросы о комментариях. Ранее издание Lloyd’s List сообщило, что компания Gatik лишилась страховки.


«У России нет абсолютно никаких проблем с размещением всех объемов на рынке на приемлемых для нее условиях, — заявил Сергей Вакуленко, бывший руководитель департамента стратегии и инноваций ПАО „Газпром нефть“ и научный сотрудник центра Карнеги по изучению России и Евразии. — Они просто находят другой способ».


Министерство финансов США заявило на прошлой неделе, что получило сообщения о возможном обходе санкций через небольшие, но все же играющие большую роль российские терминалы для экспорта нефти через Тихий океан. Министерство предупредило американцев, что они могут невольно способствовать торговле выше ценового потолка.

Согласно анализу, результаты которого были опубликованы в среду Киевской школой экономики, российский сорт ВСТО, экспортируемый из тихоокеанского порта Козьмино, в первом квартале стоил в среднем $73 за баррель.

Часть нефти ВСТО перевозит так называемый теневой флот, на который не распространяются ограничения, поскольку такие суда не пользуются западной страховкой или финансированием. Однако, по словам Крейга Кеннеди, сотрудника Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса при Гарвардском университете, нефть также может перевозиться на западных судах по поддельным документам в нарушение санкций.


«Они протестировали это на Дальнем Востоке, и теперь у них может возникнуть соблазн расширить эту практику на Urals», — считает Кеннеди. 


Дэвид О’Салливан, спецпредставитель Европейского союза по санкциям, заявил, что ему ничего не известно об уклонении от санкций в экономически значимых масштабах.


«Насколько мы можем сказать, ценовой разрыв работает довольно эффективно», — отметил он на недавнем мероприятии.


Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Wall Street Journal

MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Добыча нефти в России практически не сократилась

Индия готова покупать российскую нефть выше потолка в $60 за баррель

Американские компании невольно помогают России обходить ограничения цены на нефть — Минфин США