Как пожар на нефтяном танкере в Южно-Китайском море отразится на рынках энергоносителей

08.05.2023 13:05

Старый нефтяной танкер Pablo взорвался у берегов Малайзии, где проходит из самых загруженных морских путей в мире

Горящий нефтяной танкер Pablo. Источник: Bloomberg


Этот трагический несчастный случай мог бы привести к гораздо более серьезной катастрофе. Зарегистрированное в Габоне судно, способное перевозить около 700000 баррелей нефти, проходило через Южно-Китайское море после разгрузки в Китае, и поэтому было почти пустым. Официальные лица сообщили, что из 25 из 28 членов международного экипажа спасены проходящими судами. Взрыв произошел сразу после прохождения сингапурских вод с интенсивным судоходством.

Но у местных морских властей проблемы только начинаются. О владельце судна, зарегистрированном на Маршалловых островах, в чьем флоте нет каких-либо других судов, нет практически никакой информации. Также нет никакого намека на страховку. Данные сведения крайне необходимы для устранения последствий аварии.

Нефтяной танкер класса Aframax, замеченный в иранских водах в прошлом году, подчеркивает риски, связанные с расширением теневого флота устаревших судов, которые перевозят санкционную нефть по всему миру. После введения санкций в связи с началом конфликта на Украине, включая ценовой потолок цен, установленный G7, чтобы ограничить нефтяные доходы Кремля, эксперты сообщали о покупке сотен старых танкеров неизвестными покупателями.

Поскольку информация о владельцах судна ограничена, привлечь к ответственности некого. Судно сгорело всего в 40 морских милях от малайзийского острова Пулау-Тингги, и, по некоторым сведениям, нефть с пострадавшего судна достигла побережья Индонезии.


«Крушение Pablo — это трагедия, которая напоминает о том, о чем мы говорили все это время: теневой флот представляет серьезную угрозу как для жизни людей, так и для морской среды», — отметил Рольф Тор Роппестад, директор крупнейшего клуба взаимного страхования Gard AS, который страхует большую часть мирового флота от таких рисков, как разливы нефти.


«Что меня беспокоит, так это то, что подобные суда каждый день проходят через проливы с интенсивным движением, — добавил он. — Соответственно, вероятность новых происшествий, подобных этому, на самом деле довольно высока».

Кто виноват, и что делать

Причина пожара до сих пор неизвестна, хотя, возможно, он произошел из-за паров нефти, оставшихся после разгрузки. В любом случае при взрывах на судах, аналогичных Pablo, процесс устранения последствий намного сложнее. Часто страховые компании, спасательные организации и различные посредники начинают действовать в течение нескольких часов после происшествия.

Однако после взрыва прошла почти неделя, а страховщик так и не продвинулся в решении этого вопроса. Pablo не включен в отраслевую базу данных застрахованных судов, а Малазийское агентство по обеспечению соблюдения законов о морском судоходстве не ответило на вопросы о страховке.

Если судовладельцы неизвестны, местные власти обычно пытаются выяснить дополнительную информацию у членов экипажа, поскольку это одни из немногих людей, которые знают, откуда поступают распоряжения на судно. Неясно, удалось ли сделать это.

По словам Оон Тиан Сенга, партнера-учредителя сингапурской юридической фирмы Oon & Bazul LLP и связанного с ней малазийского офиса TS Oon & Partners LLP, если с владельцем невозможно связаться, местные власти могут конфисковать судно и попытаться покрыть все возможные расходы. Однако очень маловероятно, что продажа сгоревшего Pablo покроет расходы на ликвидацию.

Риски, связанные с эксплуатацией Pablo, а также других подобных судов, становятся очевидны после изучения его истории. Танкер ходил под флагом Габона, где регистрируется лишь небольшое число судов, и который не подпадает под действие так называемого Парижского меморандума о взаимопонимании, созданного для безопасного судоходства. Танкер был построен в 1997 году, а это значит, что он намного старше того возраста, когда большинство танкеров отправляется на металлолом.

Кроме того, если бы на судне оставалась нефть, крушение привело бы к крупному разливу.

Согласно данным отслеживания судов, танкер два месяца простоял на верфи вблизи Шанхая, однако перед этим последние два рейса были связаны с доставкой нефти в китайские порты провинции Шаньдун. Аналитическая компания Vortexa идентифицирует оба груза как санкционную тяжелую нефть из Ирана.

Для властей Сингапура, одного из самых загруженных морских хабов в мире, вопрос в том, как обеспечить перемещение легальных нефтяных грузов, избегая при этом подобных аварий. Морское и портовое управление заявило, что запросило помощь у 20 судов в регионе, чтобы получить информацию о трех пропавших членах экипажа Pablo. Оно также сообщило об отсутствии перебоев в трафике. Других комментариев от чиновников не поступало.

Власти Малайзии заявили в пятницу вечером о приостановке поисковых операций, поскольку не удалось найти никаких признаков членов экипажа. Из-за взрыва высадка на борт судно стала опасной, при этом оно на некоторое время застряло у береговой линии страны.

Чем дольше оно будет там оставаться, тем дольше будет напоминать о рисках, связанных с увеличением теневого флота.

«К сожалению, расплачиваются за это экипажи, их семьи и прибрежные районы», — отметил Рольф Тор Роппестад.

Подготовлено по материалам агентства Bloomberg

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram

По теме:

Поставки российской нефти по морю растут без признаков сокращения добычи

Откуда берутся танкеры для перевозки российской нефти

Ценовой потолок Запада на российскую нефть скоро пройдет серьезную проверку на прочность