Фондовые рынки Японии тестируют новые максимумы, невиданные с 1990 года, что вызывает воспоминания о ее «экономике пузыря» прямо перед тем, как страна погрузилась в так называемое «потерянное десятилетие».
С конца мая Nikkei 225 преодолел отметку в 30 000 пунктов, чего не видели уже 33 года.
Однако, эталонный индекс все еще примерно на 18% ниже своего исторического максимума, когда Nikkei достиг отметки 38 915 29 декабря 1989 года.
Пузырь лопнул после того, как Банк Японии ужесточил денежно-кредитную политику в начале 1990-х годов, что вызвало обвал цен на акции и землю. К сентябрю того же года индекс Nikkei рухнул до половины своего рекордного максимума.
Но аналитики, которые разговаривали с CNBC, сказали, что Японии не грозит еще один крах, подобный тому, что произошел во время того пузыря.
«Очень трудно утверждать, что Япония сталкивается с такой же ситуацией, что и в конце 1980-х годов», — сказал Донг Чен, руководитель отдела макроэкономических исследований в частном банке Pictet.
Рёта Абэ, экономист отдела глобальных рынков и казначейства Sumitomo Mitsui Banking Corporation, разделяет те же чувства.
«Мы не видим пузыря в экономике», — сказал он, отметив, что, хотя цены на недвижимость в столичном Токио взлетели до небес, а уровень инфляции находится на самом высоком уровне за последние десятилетия, это не общенациональное явление, а наблюдается только в некоторых районах Токио.
Кроме того, «текущие высокие темпы инфляции в Японии связаны с более высокими затратами на импорт на фоне более слабой иены и высоких цен на сырьевые товары. Мы не можем назвать это пузырем», — добавил Абэ.
Что привело к пузырю в Японии?
Быстрый рост экономики Японии, низкий уровень безработицы и легкий доступ к кредитам в 1980-х годах способствовали ралли акций в то время.
Процентные ставки Банка Японии тогда были на уровне 2,5% — самого низкого уровня с тех пор, как центральный банк перешел на плавающий обменный курс в начале 1970-х годов.
Низкие ставки по займам подпитывали спекуляции, которые подстегнули фондовые рынки и привели к пузырю цен на активы.
Когда Банк Японии поднял процентные ставки, третья по величине экономика мира погрузилась в десятилетний кризис, который стал известен как «потерянное десятилетие Японии» — период медленного или отрицательного экономического роста, который продолжается и сегодня.
За последние два десятилетия ВВП Японии вырос в среднем на 0,7% с 1991 по 2011 год, а с 2011 по 2019 год ВВП Японии вырос чуть менее чем на 1%.
На этот раз по-другому
Ралли фондового рынка на этот раз отличается, сказал Абэ, и опережающую динамику Nikkei также можно объяснить несколькими другими факторами.
Во-первых, зарегистрированные на бирже фирмы показали финансовые результаты лучше, чем ожидалось, благодаря слабой иене, которая делает японские товары сравнительно дешевле, чем у их конкурентов.
В результате японские компании добились более высоких экономических показателей за рубежом.
Кроме того, все больше японских фирм выкупили свои акции в ответ на стремление Tokyo Exchange Group повысить эффективность использования капитала.
В марте Nikkei сообщил, что выкуп акций японскими компаниями должен достичь самого высокого уровня за 16 лет.
Реформы вступают в силу
В Японии за последнее десятилетие также произошли «некоторые структурные изменения», предпринятые покойным премьер-министром Синдзо Абэ, который вступил в должность в 2012 году и реализовал свою так называемую политику «абэномики», отметил Чен.
Фирменная экономическая политика премьер-министра основана на «трех стрелках»: увеличении денежной массы, увеличении государственных расходов и экономических и нормативных реформах, направленных на то, чтобы сделать Японию более конкурентоспособной на глобальном уровне.
В частности, отметил он, японские корпоративные расходы растут, а это означает, что компании снова инвестируют.
Согласно отчету Nikkei от 23 июня, в 2023 финансовом году капиталовложения японских компаний достигнут рекордных 31,6 трлн иен (221,03 млрд долларов).
В отчете говорится, что внутренние инвестиции, составляющие около двух третей от общего объема, как ожидается, продемонстрируют двузначный процентный рост второй год подряд, в то время как зарубежные инвестиции могут увеличиться на 22,6%, что означает третий год подряд двузначного роста.
Чен сказал, что это означает, что японские компании, возможно, вырвались из менталитета так называемой «балансовой рецессии», когда домашние хозяйства и предприятия стремились сократить долг, а не привлекать новые инвестиции.
«Теперь мы видим обратное, то есть они на самом деле инвестируют, потому что они не инвестировали так долго… мы думаем, что эта тенденция, вероятно, может продлиться дольше».
Под влиянием иностранного интереса
Иностранные инвесторы также вновь проявили интерес к третьей по величине экономике мира.
Восстановление экономики Японии началось, и в бизнес-среде произошли заметные изменения, такие как более высокий рост заработной платы в 2023 году, отметил Абэ из SMBC.
Иностранные инвесторы нашли возможности в Японии благодаря более низкой стоимости иены и возможному более высокому потенциалу роста акций.
Бычий взгляд инвестора-миллиардера Уоррена Баффета на японские акции также вызвал интерес инвесторов к Японии.
Есть и внешние факторы, повышающие оптимизм в отношении Японии.
Глобальные компании в настоящее время диверсифицируют цепочки поставок за пределами Китая, и Чен сказал, что Япония может извлечь выгоду как одно из направлений для тренсформации цепочек поставок, «особенно в очень высокотехнологичных, более технологически плотных секторах, таких как полупроводники».
«Все эти вещи указывают на правильное направление, мы думаем, что есть причины относиться к Японии более структурно позитивно, чем раньше», — добавил он.
Путь вперед
Банк Японии будет ключевым игроком в том, продолжит ли фондовый рынок двигаться вперед.
Как уже упоминалось, когда Банк Японии ужесточил свою денежно-кредитную политику в начале 1990 года, японские рынки рухнули.
Теперь, когда ожидается, что новый глава Банка Японии Кадзуо Уэда откажется от ультра-мягкой позиции ЦБ, ждет ли рынок такое будущее?
Оливер Ли, менеджер клиентского портфеля Eastspring Investments, дочерней компании британской страховой компании Prudential, заявил CNBC, что в связи с ростом инфляционного давления в Японии денежно-кредитная политика может стать «немного более жесткой» в следующие 12 месяцев.
«Краткосрочные технические индикаторы выглядят повышенными, и, вероятно, было бы здорово увидеть паузу на рынке или даже небольшую коррекцию», — предсказал Ли.
Тем не менее, долгосрочные инвестиции в Японии остаются надежными, сказал Ли, сославшись на улучшение базовой корпоративной прибыльности и продолжающееся корпоративное управление, поддерживаемое такими учреждениями, как Токийская фондовая биржа.
В частности, Ли отметил, что большинство международных инвесторов по-прежнему уделяют меньше внимания Японии в своих портфелях.
Ожидается, что тенденция выкупа корпоративных акций продолжится, и он сказал, что спрос на японские акции должен оставаться высоким во второй половине года.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Баффет усиливает скупку японских акций, тем самым делая ставку на иену