Перезапуск в ноябре государственной компанией классического автомобиля советской эпохи «Москвич» был отмечен мэром Москвы как демонстрация устойчивости российской автомобильной промышленности к западным санкциям.
Люди осматривают кроссовер Jetour Dashing китайского автопроизводителя Jetour в автосалоне Keyauto в Люберцах, Московская область, Россия, 12 июля 2023 г. REUTERS/Максим Шеметов
«Это историческое событие», — сказал Сергей Собянин во время презентации «Москвича» на заводе, который в прошлом году правительство Москвы получило у французского автопроизводителя Renault всего за один рубль (0,01 доллара). «Многие думали, что это конец российского автопрома».
Но возрождение Москвича также является признаком растущего влияния Китая на важный сектор российской экономики.
Автомобили, выезжающие с огромного Московского автомобильного завода «Москвич» на юге российской столицы, не имеют ничего общего с квадратными металлическими моделями «Москвич» советской эпохи.
Гладкие четырехдверные внедорожники отличались деталями двигателя и обивкой от китайской JAC Motors, которые были хорошо видны. Два источника, попросившие не называть их имен, поскольку они не уполномочены общаться со СМИ, сообщили Reuters, что модель «Москвич 3» — это JAC Sehol X4, собранный в Москве с использованием комплектов, приобретенных у китайского партнера.
В заявлении Москвича, опубликованном в прошлом месяце, говорится, что его модели 3 и 3е производятся методом крупноузловой сборки, когда автомобили собираются на заводе-изготовителе за границей, а затем отправляются на экспорт и дорабатываются в России. Компания заявила, что работает с «иностранным партнером», но не подтвердила связи с JAC.
«Локализация производства постепенно увеличивается», — сказал представитель компании «Москвич» агентству Reuters, добавив, что он надеется начать вторую фазу производства в конце этого года или в начале 2024 года, включая сварку и покраску на московском заводе, включающую более широкий круг местных поставщиков с российскими компонентами.
JAC, базирующаяся в восточной провинции Аньхой, не ответила на запросы о комментариях.
Китайские автопроизводители захватывают долю рынка в России, извлекая выгоду из ухода западных игроков, которые доминировали на рынке до конфликта с Украиной, свидетельствуют данные автомобильной промышленности.
Импортные китайские автомобили в настоящее время составляют 49% российского рынка, достигнув 40 000 единиц в июне, по сравнению с довоенной долей всего 7% в июне 2021 года, согласно данным аналитической компании Autostat.
Это прибыльный бизнес. Согласно статистике китайской таможни, экспорт легковых автомобилей китайских автопроизводителей в Россию в январе-мае 2023 года увеличился в 5,2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил почти 3,6 млрд долларов, в том числе только за апрель экспорт составил почти 1 млрд долларов.
Помимо этих цифр, китайские фирмы также увеличивают свои продажи в России за счет сборки автомобилей на заводах, освобожденных такими компаниями, как Renault и Nissan, сообщает Reuters.
Агентство Reuters поговорило с двумя компаниями и четырьмя источниками, знакомыми с этим вопросом, которые сообщили, что шесть заводов в России, которые ранее принадлежали европейским, японским и американским автопроизводителям или собирали их автомобили, теперь производят китайские модели или планируют это сделать.
В целом шесть заводов имеют годовую мощность около 600 000 автомобилей, показывают расчеты Reuters.
Минпромторг России не ответил на запрос о комментарии.
Владимир Беспалов, независимый эксперт по автомобильному сектору, сказал, что растущее присутствие китайских автопроизводителей приносит пользу России, позволяя ей возобновить производство на простаивающих заводах и сохранить рабочие места. Президент Владимир Путин сообщил, что в 2020 году в отрасли работало около 300 тысяч человек.
«Какие-то технологии будут переданы, какие-то будут локализованы, но это будут не самые передовые технологии», — сказал Беспалов. «Но, учитывая, что больше ничего нет, это уже немало».
Импортные монтажные комплекты
После десятилетия хаоса после распада Советского Союза в 1991 году Россия поощряла западных автопроизводителей строить заводы. Она предлагала субсидии тем, кто выполняет такие операции, как штамповка, сварка и покраска на месте, а также стимулировала их производить компоненты в России.
К 2021 году внутреннее производство составляло около 1,4 миллиона легковых автомобилей, что составляет примерно половину установленной мощности. В прошлом году их число упало до 450 000 — худший показатель отрасли со времен распада Советского Союза — поскольку после начала военного конфликта на Украине западные фирмы ушли.
По заявлению правительства, автомобили отечественного производства сейчас составляют менее 40% автомобильного рынка России, по сравнению с 70-75% до начала СВО.
«Несомненно, экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок будет продолжаться», — сказал Андрей Ольховский, глава дилерской сети «Автодом». «Альтернатив для автомобильной промышленности России нет».
«Автодом», купивший дочерние предприятия Mercedes-Benz в России, ведет переговоры с несколькими китайскими автопроизводителями о сборке премиального китайского автомобиля на старом московском заводе немецкого автопроизводителя, и к концу года может быть объявлен партнер, сообщил Ольховский по электронной почте.
Это радикальное изменение судьбы китайских автопроизводителей в России. Производство китайских автомобилей в России началось только в 2019 году с приходом китайской автомобильной компании Great Wall Motor.
Продажи ее автомобилей Haval, произведенных на ее тульском заводе, сейчас составляют почти 10% российского рынка. Great Wall отказалась комментировать эту статью.
Согласно ежемесячным данным о продажах за июнь от Автостата, шесть из 10 ведущих брендов по доле рынка в России — это китайские автопроизводители, такие как Haval, Chery и Geely.
Меньше местной продукции
По словам источников, благодаря партнерству с китайскими фирмами в настоящее время в России производится меньше продукции на бывших западных заводах.
Российский автопроизводитель «Соллерс» заявил в ноябре, что начал производство фургонов «Атлант» и «Арго» на своем заводе в Татарстане, расположенном примерно в 1000 км к востоку от Москвы, где ранее производились фургоны Ford Transit.
Соллерс не назвал партнера. По словам другого источника, пожелавшего остаться неназванным, JAC также поставляет сборочные комплекты для коммерческих автомобилей.
Источник, работающий в дилерском центре Sollers, сказал, что Atlant и Argo были переименованными версиями моделей JAC Sunray N25 и N35: «Да, есть отличия. Логотипы на руле и капоте».
Соллерс отказался от комментариев.
Крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ», купивший в феврале завод Nissan в Санкт-Петербурге, начал там производство своей модели Lada X-Cross 5 в сотрудничестве с так называемым «восточным партнером».
Источник, близкий к компании, сообщил Reuters, что компактный внедорожник Bestune T77 китайской FAW Group используется для производства автомобилей Lada. FAW не ответил на вопросы Рейтер. Автоваз отказался от комментариев.
АвтоВАЗ публично заявил, что планирует начать локализацию производства в 2024 году, используя детали от поставщиков из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Наблюдение за юанем
Когда в прошлом году западные компании ушли из России, Москва организовала поглощение иностранных активов государственными структурами, чтобы обеспечить продолжение производства в жизненно важном секторе.
Правительство, однако, в значительной степени замалчивает важную роль Китая в восстановлении автомобильного сектора после падения продаж на 59% в прошлом году, вместо этого возвещая о возрождении известных российских торговых марок.
«Первый шаг — это «Москвич» в дополнение к «Ладе», — заявил в прошлом месяце РИА министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Надеюсь, Волга последует за ними уже в следующем году».
Центральный банк — один из немногих государственных органов, признающих растущее влияние Китая.
В отчете в июле отмечается, что несколько заводов в центре и на северо-западе России, которые простаивали в прошлом году, теперь производят «автомобили на базе китайских моделей… под собственными брендами».
«Если раньше преобладали автомобили из Японии и Европы, то сейчас более 70% импорта приходится на Китай», — говорится в сообщении.
Поскольку внутреннее производство в России все больше зависит от импорта сборочных комплектов из Китая, прибыль зависит от обменного курса юаня, сказал источник, близкий к одному из заводов.
"Утром первым делом мы смотрим на курс юаня, потому что от этого зависит маржа и цены", - сказал источник.
Авторы: Глеб Столяров, Александр Марроу, Чжан Ян
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram