Расследование Reuters раскрыло пути обхода западных санкций российскими авиакомпаниями

23.08.2023 10:52

Россия все такие нашла способ обойти западные санкции на поставки авиационных запчастей и не скатилась до каннибализма самолетов

 

Аэробус "Уральских авиалиний" приземлился в российском городе Екатеринбург 14 ноября прошлого года. Затем он остался стоять на земле.

Три дня спустя для самолета прибыла запасная часть, необходимая для навигационных систем, заявленной стоимостью более четверти миллиона долларов, произведенная американской компанией Northrop Grumman, свидетельствуют данные российской таможни.

   Самолет Airbus A321-200 "Уральских авиалиний" вылетает из аэропорта Пальма-де-Майорка, Испания, 29 июля 2018 года. Снимок сделан 29 июля 2018 года. REUTERS / Paul Hanna

Неделю спустя, 24 ноября, самолет A320 вылетел в Москву и с тех пор, согласно данным отслеживания рейсов, перевозит пассажиров по всей России и Центральной Азии.

Несмотря на западные санкции, призванные помешать российским перевозчикам закупать запчасти для своих самолетов Airbus и Boeing, "Уральские авиалинии" импортировали более 20 устройств американского производства с момента начала санкционной кампании против России из-за ее конфликта с Украиной, свидетельствуют таможенные данные.

В целом, с мая прошлого года, когда действовало большинство торговых ограничений США и Европы и запретов на экспорт через Украину, российским авиакомпаниям были поставлены авиационные запчасти на сумму не менее 1,2 миллиарда долларов, - по конец июня этого года, показывает анализ таможенных документов, проведенный агентством Reuters.

Оборудование варьировалось от предметов первой необходимости, необходимых для поддержания летной годности реактивного самолета, таких как приборы Northrop Grumman, клапаны давления в салоне, дисплеи в кабине пилотов и шасси, до более обыденных запчастей, таких как кофеварки, телефонные трубки стюардесс и сиденья для унитазов.

Таможенные записи показали, что запчасти попали в Россию через посредников в таких странах, как Таджикистан, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Турция, Китай и Кыргызстан – ни одна из которых не поддержала западные санкции в отношении России.

Сумма в 1,2 миллиарда долларов занижает общую стоимость авиационных запчастей, импортированных за период, рассмотренный Reuters, поскольку она включает только поставки, предназначенные непосредственно для российских авиакомпаний или их подразделений технического обслуживания, а не запчасти для самолетов, отправленные другим компаниям в России.

Олег Пантелеев, глава авиационного аналитического центра "АвиаПорт" в Москве, заявил, что российские авиакомпании "решили проблему" работы в условиях западных санкций.


"Сначала был шок, никто не знал, что делать", - сказал он агентству Рейтер. "Через два-три месяца были найдены новые каналы поставок, а через шесть-девять месяцев появилось довольно много альтернатив, что позволило снизить цены и сроки доставки".


"Ненужная информация"

Заместитель генерального директора "Уральских авиалиний" Кирилл Скуратов отказался комментировать, каким образом российский перевозчик закупал запасные части. "Я определенно не скажу вам этого", - сказал он агентству Рейтер. "Это ненужная информация".

Ознакомившись со списком, составленным агентством Reuters, Northrop Grumman заявила, что в нем не указаны какие-либо продажи или ремонтные услуги компании российским организациям. Northrop Grumman заявила, что у нее есть "надежные процессы и процедуры, помогающие обеспечить соблюдение всех применимых экспортных законов и нормативных актов, связанных с санкциями".

Правительство США заявило, что его экспортный контроль и контроль его союзников серьезно повлияли на российский авиационный сектор.


"Мы продолжим энергично применять наши меры контроля, искореняя и разрушая незаконные сети, преследуя лиц, уклоняющихся от ограничений, и напрямую взаимодействуя с промышленностью и иностранными правительствами для обеспечения соблюдения [санкций]", - заявил представитель Министерства торговли.


Представитель Европейского союза заявил, что блок тесно координирует свои действия со странами, которые ввели аналогичные торговые ограничения, чтобы гарантировать, что их не удастся обойти.


"В некоторых странах внедряются системы мониторинга, контроля и блокирования реэкспорта", - сказал чиновник.


Безусловно, западные санкции усложнили жизнь российскому авиационному сектору.

В середине 2022 года источники в авиационной отрасли рассказали, как некоторые российские авиакомпании разбирали некоторые самолеты на запчасти. А российский перевозчик S7 Airlines заявил в июне прошлого года, что ему пришлось отказаться от планов по запуску лоукостера, поскольку он не смог принять поставку самолетов Airbus, которых он заказал.

Как и его американский конкурент Boeing, европейский производитель самолетов прекратил связи со своими российскими клиентами, когда вступили в силу санкции.

Но по состоянию на 1 мая этого года у российских перевозчиков был 541 западный самолет, находящийся в активной эксплуатации или на техническом обслуживании, согласно данным, собранным швейцарским поставщиком авиационной разведки ch-aviation. Это более или менее соответствует довоенному уровню, принимая во внимание 75 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, которые были возвращены их иностранным владельцам, свидетельствуют данные ch-aviation.

   Графика агентства Reuters

По данным Федерального агентства статистики России Росстат, в июне российские авиакомпании перевезли 10,1 млн пассажиров по сравнению с 8,87 млн в июне 2022 года и 11,1 млн в июне 2021 года.

Без западных самолетов российским авиакомпаниям пришлось бы значительно сократить штат, поскольку, по данным ch-aviation, в их парке всего около 150 пассажирских самолетов российского производства.

Министерство торговли России и управление гражданской авиации не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

Обходной маршрут

До введения торговых ограничений "Уральские авиалинии", "Аэрофлот", S7 и другие российские перевозчики полагались на техническую поддержку со стороны международных фирм, таких как Lufthansa Technik из Германии.

Когда эти фирмы прекратили предоставлять услуги – Lufthansa Technik заявила, что приостановила продажи в Россию с 28 февраля 2022 года, – российские авиакомпании обратились к пулу гораздо более мелких поставщиков.

Например, в апреле 2022 года подразделение технического обслуживания S7, S7 Engineering, начало импорт запчастей от молдавской компании Air Rock Solutions, согласно таможенным документам.

Первая партия состояла из фильтров для воды для камбузов Airbus заявленной стоимостью 1700 долларов. Согласно отчетам, в течение следующих 14 месяцев S7 получила от Air Rock запчастей на сумму не менее 1,23 миллиона долларов.

Иван Мельников, исполнительный директор Air Rock и другого дистрибьютора авиационных запчастей в Молдове Aerostage Services, опроверг продажу продукции в Россию. Он сказал, что большинство его клиентов находятся, в частности, в ОАЭ и Кыргызстане.


"Вести бизнес с российскими компаниями из Молдовы невозможно, просто учитывая, что их банки запрещены в Молдове и платежи не обрабатываются", - сказал Мельников агентству Reuters. "Мы не заинтересованы в потере наших местных и международных партнеров из-за краткосрочного дохода".


Большинство отправлений, указанных в российских таможенных документах как отправленные авиакомпаниями Air Rock и Aerostage, осуществлялись окружными маршрутами, транзитом через ОАЭ или Кыргызстан. На вопрос, может ли это свидетельствовать о том, что его клиенты в этих странах перенаправили поставки российским авиакомпаниям, молдавский бизнесмен не ответил.

S7 и Аэрофлот не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

Услуги от носа до хвоста

Серийный номер, указанный в российских таможенных документах на устройство Northrop Grumman, отправленное в Екатеринбург в прошлом году, показывает, что деталь была изготовлена в октябре 2008 года и использовалась на разных самолетах, в том числе на одном в Саудовской Аравии шесть лет назад, согласно источнику в отрасли, имеющему доступ к базам данных технического обслуживания.

Хотя в таможенных документах не названа компания, которая отправила устройство в ноябре, они показывают, как еще больше таких же важных деталей из США, оснащенных высокотехнологичными лазерными гироскопами, попало в "Уральские авиалинии" за 14-месячный период, рассмотренный Reuters.

Например, в июле 2022 года один из них был отправлен "Уральским авиалиниям" через ОАЭ компанией "Истиклолият 20", строительной компанией, базирующейся в Таджикистане. Согласно данным, в сентябре 2022 года другая таджикская строительная фирма "Кафолати Комил" также отправила одну из деталей в Россию через ОАЭ.

Махмадбашир Якубов, исполнительный директор "Истиклолият 20" (Istikloliyat 20), не ответил на телефонные сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию. Агентству Рейтер не удалось связаться с Комильчоном Якубовым, исполнительным директором Kafolati Komil.

Согласно таможенным документам, некоторые поставки запчастей Northrop Grumman для "Уральских авиалиний", которые проходили через ОАЭ, осуществлялись компанией Skyparts FZCO.

Созданная в июне 2022 года и зарегистрированная в однокомнатном офисе в одной из свободных экономических зон Дубая, Skyparts сообщает на своем веб-сайте, что она была основана профессионалами в области авиации и предлагает клиентам поддержку их самолетов "от носа до хвоста".

Отвечая на вопрос о поставках устройства Northrop Grumman, менеджер Skyparts Саид Абдуллоев сказал агентству Рейтер, что он знаком с этой частью и подтвердил, что дубайская фирма ведет бизнес с таджикскими компаниями, включая Istikloliyat 20.

Он сказал, что Skyparts закупила одну из запчастей Northrop Grumman у американского поставщика, но отрицала, что когда-либо отправляла ее в Россию. Он отказался назвать американскую фирму.

Муж и жена

Согласно таможенным данным, один российский перевозчик, Nordwind Airlines, похоже, использовал семейные связи для закупки запчастей для 12 самолетов Airbus и 15 Boeing, находящихся в его парке.

Согласно корпоративным данным, авиакомпания, принадлежащая российскому предпринимателю Карине Букрей, импортировала сотни запчастей из Ramses Turizm. Компания Ramses Turizm, расположенная в турецком курортном городе Анталия, принадлежит мужу Букри, Рамазану Акпинару.

Nordwind и Bukrey не ответили на сообщения с просьбой прокомментировать ситуацию.

Связавшись с агентством Reuters 4 апреля этого года, Акпинар подтвердила, что владеет Ramses Turizm и замужем за Букреем. Он не ответил на вопросы об экспорте авиационных деталей в Nordwind.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Спустя год санкций российская гражданская авиация все еще на высоте