Доминирование Китая в производстве редкоземельных металлов делает цепочки поставок США уязвимыми, заявила торговый представитель США Кэтрин Тай в эксклюзивном интервью в субботу Мартину Сунгу из CNBC.
Рудник редкоземельных металлов MP Materials в Маунтин-Пасс, Калифорния, 30 января 2020 года. Стив Маркус | Рейтер
Редкоземельные металлы используются в высокотехнологичных продуктах, таких как двигатели электромобилей. За десятилетия Китай нарастил свои возможности по переработке металлов, что дало ему огромную ценовую власть на критически важном мировом рынке.
«Я хочу обратить ваше внимание не только на уязвимости китайских инвестиций [за рубежом], но и на тот факт, что доминирующее положение Китая на мировом рынке в настоящее время в [редкоземельных элементах] означает, что он может перекрывать кран по своему желанию», — сказал Тай.
«И до тех пор, пока мы не сможем получить доступ и создать дополнительные цепочки поставок, мы остаемся полностью уязвимыми для этого рычага», — сказал торговый представитель США. Тай выступила в Нью-Дели, Индия, в кулуарах B20, официального форума бизнес-диалога G20.
Тай отметила, что около десяти лет назад Китай поднял цены на редкоземельные элементы настолько высоко, что некоторые американские рудники снова смогли работать в отрасли, но были вынуждены закрыться, как только Китай снизил цены.
До 1980-х годов США контролировали ситуацию на рынке редкоземельных металлов. Но более низкие затраты на рабочую силу за границей, а также меньшее давление на экологические стандарты помогли вывести индустрию редкоземельных металлов из США.
Тем временем Пекин поддержал отрасль.
«Преимущество доминирования Китая не обязательно является естественным преимуществом», — сказала Тай. «Дело не в том, что у них больше редкоземельных металлов, а в том, что они смогли проводить скоординированную промышленную и торговую политику, которая позволила им монополизировать рынок».
Китайское правительство разрабатывает экономические планы не реже одного раза в пять лет, причем некоторые цели, такие как повышение технологической самодостаточности и достижение углеродной нейтральности, были поставлены на несколько лет раньше.
Хотя такое нисходящее планирование не гарантирует достижения результатов, индустрия электромобилей стала примером того, как китайская промышленность смогла захватить значительную долю рынка по всей цепочке поставок, включая конечный продукт.
Уровень зависимости США от производства в Китае вышел на первый план во время правления администрации Трампа и ускорился, когда пандемия Covid-19 в 2020 году нарушила глобальные цепочки поставок. Администрация Байдена объявила о многомиллиардных инициативах, направленных на поощрение компаний к разработке и производству критически важных технологий в США.
«То, где мы находимся сегодня с точки зрения наших цепочек поставок, — это не то, где мы хотим быть», — сказала Тай CNBC в субботу. «Мы знаем, что мы уязвимы. Мы хотим быть там, где наши цепочки поставок будут более диверсифицированы, где мы будем им больше доверять и где у нас просто будет больше возможностей».
В случае с редкоземельными элементами Тай отметил, что Китай является монополистом на мировом рынке. Она отметила, что в случае производства лития в Австралии Китай также является единственным покупателем, что дает Пекину еще одну точку рыночного рычага.
Хотя литий является ключевым компонентом аккумуляторов электромобилей, он не входит в число 17 металлов, которые с научной точки зрения относят к редкоземельным элементам.
В этом году правительственные чиновники США и Европы говорили о снижении рисков или снижении уровня зависимости только от Китая. Выступая перед лидерами мирового бизнеса в июне, премьер-министр Китая Ли Цян заявил, что снижение рисков является ложным предложением, поскольку глобальные экономические интересы очень сильно переплетены.
Торговое соглашение «первой фазы»
Незадолго до начала пандемии США и Китай подписали торговое соглашение «первой фазы», которое призывало Китай увеличить закупки американских товаров, чтобы компенсировать огромный торговый дефицит США с Китаем.
Отвечая на вопрос в субботу о том, как реализуется соглашение, Тай сказала, что США все еще рассматривают недостатки Китая в достижении этих целей по закупкам.
По ее словам, еще одним аспектом этой дискуссии является степень, в которой торговля США с Китаем «несбалансирована».
По официальным данным США, торговый дефицит страны с Китаем вырос на 8,3% до $382,9 млрд в 2022 году.
Министр торговли США Джина Раймондо собирается посетить Китай с воскресенья по среду, поскольку этим летом после затишья возобновились официальные поездки США на высоком уровне в страну.
Отношения США и Индии
Напряженность в отношениях между США и Китаем обострилась за последние несколько лет, начиная с торговли и перерастая в технологии и финансы.
Многие предприятия все активнее начали искать возможности в Индии, в то время как отношения этой страны с США улучшились.
В субботу Тай также встретилась с министром торговли и промышленности Индии Пиюшем Гоялом и выразила обеспокоенность по поводу требований Индии к лицензиям на импорт технологического оборудования, говорится в сообщении.
«Звезды между Соединенными Штатами и Индией действительно сошлись, и это касается всех областей политики», — сказала Тай CNBC. Она описала эти отношения как «переживание новых высот».
Она сказала, что в ее области экономики и торговли всегда существовал потенциал для дальнейшего сотрудничества с Индией, но раньше «мы просто не могли понять, как его использовать».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram