Импорт нефти вырос до 12.43 млн баррелей в сутки в августе: это третий по величине суточный показатель и на 20.9% больше, чем в июле, согласно данным, опубликованным 7 сентября Главным таможенным управлением. Импорт за первые восемь месяцев этого года увеличился на 14.7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года после того, как Китай снял ограничения, введенные для борьбы с распространением COVID-19.
Хотя внутренние перевозки восстановились, что помогло повысить спрос на бензин и авиационное топливо, существуют и другие факторы, стимулирующие импорт нефти в Китай. В первую очередь это связано с тем, что Китай наращивал запасы на протяжении большей части года, пополняя хранилища в первые шесть месяцев года примерно на 950000 баррелей в сутки.
Нефтеперерабатывающие заводы изменили тенденцию в июле, изымая из запасов примерно 510000 баррелей в сутки, поскольку они перерабатывали больше нефти, чем могли обеспечить импорт и внутренняя добыча. Однако это во многом связано с умеренным импортом нефти в июле, который составил 10.29 млн баррелей в сутки, что стало самым низким показателем за шесть месяцев.
Тогда возникает вопрос, почему импорт нефти сократился в июле, хотя темпы переработки на НПЗ оставались высокими? Скорее всего, дело в том, что китайские нефтеперерабатывающие заводы отказались от закупок нефти с поставкой в июле, поскольку на момент организации поставок мировые цены выросли и были близки к годовому максимуму.
Цены имеют значение
13 апреля фьючерсы на Brent достигли $87.49 за баррель, что намного выше минимума на уровне $70.12, зафиксированного 20 марта. Скачок цен должен был произойти, когда китайские нефтеперерабатывающие заводы готовили грузы к поставке в июле, и, похоже, они сократили импорт, поскольку не хотели платить за нефть большие деньги.
Затем Brent упала 4 мая с апрельского пика до минимума в $71.28 за баррель и торговалась в относительно узком диапазоне до конца июня, когда цены начали сильно расти, поскольку Саудовская Аравия, ведущий производитель ОПЕК+, продлила добровольное сокращение добычи на 1 млн баррелей в сутки.
Продление сокращения добычи Саудовской Аравией и Россией, вторым по величине производителем ОПЕК+, привело к росту цен на нефть, при этом 8 сентября Brent достигла самого высокого уровня в 2023 году — $91.02 за баррель. Увеличение импорта нефти в Китай в августе, скорее всего, связано с тем, что на момент закупки цены на нефть упали, учитывая задержку между организацией поставок и доставкой груза до трех месяцев.
Это означает, что импорт нефти в сентябре может быть устойчивым, однако, начиная с октября, поставки оплачивались бы по более высоким ценам. Китайские НПЗ обычно сокращают импорт и используют запасы, если считают, что цены растут слишком сильно или слишком быстро.
Использование запасов может в итоге оказаться выгодным для китайских нефтеперерабатывающих компаний, поскольку это позволяет им обеспечивать высокий коэффициент загрузки заводов и наращивать экспорт продуктов переработки в периоды высокой маржи на дизельное топливо.
Это также помогает им оказывать некоторое понижательное давление на мировые цены на нефть за счет снижения спроса, при этом колебания между периодами слабого и высокого импорта нефти составляют 2 млн баррелей в сутки.
Уголь не сдает позиции
Импорт угля в Китай в августе достиг рекорда в 44.33 млн метрических тонн, что на 12.9% больше, чем в июле, и на 51% больше, чем за аналогичный месяц прошлого года. По официальным данным, за первые восемь месяцев этого года импорт вырос на 82% до 306 млн метрических тонн.
Увеличение импорта угля связано с факторами, которые в целом не связаны с состоянием экономики. Рост поставок должен был компенсировать незначительную внутреннюю добычу, которая с трудом удовлетворяла спрос, поскольку потребление угольной электроэнергии резко выросло из-за слабой выработки на гидроэлектростанциях.
Цены на уголь, перевозимый морским путем, также резко упали в этом году, поскольку рынок приспособился к энергетическому кризису, спровоцированному началом конфликта на Украине в феврале 2022 года.
Это означает, что цены на импортируемый уголь были более конкурентоспособными, чем на внутренние поставки, и Пекин решил сильно увеличить импорт, чтобы удовлетворить спрос и несколько снизить внутренние цены.
Металлы
Импорт железной руды в августе вырос до 106.42 млн метрических тонн, что на 13.8% больше, чем в июле, поскольку металлургические заводы стали пополнять более низкие, чем обычно, запасы в портах, а в период закупок грузов с поставкой в августе были зафиксированы низкие спотовые цены на сырье для производства стали.
Дальнейший рост будет зависеть от того, начнет ли потребление стали увеличиваться на фоне ограниченных стимулов, принятых Пекином, и станут ли сохраняющиеся проблемы в сфере недвижимости еще больше давить на сектор.
Учитывая, что динамика цен на нефть, уголь и железную руду зависит от общего состояния экономики Китая, судя по всему, больше всего с прогнозами коррелирует медь. Импорт необработанной меди в августе составил 473330 метрических тонн, что на 5% меньше, чем в августе 2022 года.
За первые восемь месяцев года импорт основного промышленного металла оказался на 10% ниже, чем за аналогичный период 2022 года, что свидетельствует о спаде в обрабатывающей промышленности и строительстве. Вполне вероятно, что импорт меди должен восстановиться, чтобы снова вселить уверенность в укреплении китайской экономики.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Цены на медь надеются на сезонное улучшение спроса в Китае