Пекин в четверг назвал протекционистским начало расследования Европейской комиссией субсидий на электромобили в Китае и предупредил, что это нанесет ущерб экономическим и торговым отношениям. Акции китайских производителей электромобилей упали.
Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о расследовании в среду, обвинив Китай в наводнении мировых рынков электромобилями, цены на которые были искусственно занижены из-за огромных государственных субсидий.
Расследование, которое может привести к введению карательных тарифов, вызвало предупреждения аналитиков об ответных действиях со стороны Пекина, а также противодействие со стороны руководителей китайской промышленности, которые говорят, что конкурентное преимущество сектора было обусловлено не субсидиями.
Расследование "является неприкрытым протекционистским актом, который серьезно нарушит и исказит мировую автомобильную промышленность и цепочки поставок, включая ЕС, и окажет негативное влияние на экономические и торговые отношения между Китаем и ЕС", - говорится в заявлении Министерства торговли Китая.
"Китай будет уделять пристальное внимание протекционистским тенденциям ЕС и последующим действиям, а также твердо защищать законные права и интересы китайских компаний", - добавляется в нем.
Аналитики Eurasian Group предупредили, что если Брюссель в конечном счете введет пошлины против субсидируемых китайских электромобилей, Пекин, скорее всего, введет контрмеры, которые нанесут ущерб европейской промышленности.
Другие аналитики заявили, что расследование может замедлить расширение мощностей китайских поставщиков аккумуляторов, хотя этот шаг не должен представлять большого риска для китайских производителей электромобилей, поскольку они могут обратиться к другим растущим рынкам, таким как Юго-Восточная Азия.
Тем не менее, это может негативно сказаться на восприятии китайских производителей электромобилей по мере их экспансии за рубеж, отмечают аналитики Bernstein в записке для клиентов.
Производители наращивают экспортные усилия, поскольку замедление потребительского спроса в Китае усугубляет проблему избыточных производственных мощностей.
Графика агентства Reuters
Котирующиеся в Гонконге акции лидера рынка BYD упали более чем на 3%. Меньшие конкуренты Xpeng и Geely Auto снизился на 0,6%, в то время как Nio снизился на 2%.
Котирующиеся в Шанхае акции государственного автомобильного гиганта SAIC, чей бренд MG является самым продаваемым китайским брендом в Европе, упали на целых 3,4%.
Nio и Geely отказались комментировать расследование ЕС, в то время как BYD, Xpeng и SAIC не ответили на запросы о комментариях.
Акции производителя аккумуляторов CATL, котирующиеся на бирже в Шэньчжэне упали более чем на 1%. CATL не сразу ответила на запрос о комментариях.
Акции европейских автопроизводителей также были одними из крупнейших падающих в фондовом индексе еврозоны в начале торгов. BMW, Volkswagen, Mercedes и Stellantis снизились на 1,3-2,1% в 07:28 по Гринвичу.
Напряженные отношения
Расследование по борьбе с субсидиями неожиданно было инициировано Европейской комиссией, а не по какой-либо жалобе отрасли. Оно началось на фоне более широкой дипломатической напряженности между ЕС и Китаем.
Отношения стали напряженными из-за связей Пекина с Москвой и стремления ЕС меньше полагаться на вторую по величине экономику в мире, которая также является его торговым партнером №1.
Расследование EV задаст повестку дня и тон двусторонним переговорам в преддверии ежегодного саммита Китай-ЕС, который должен состояться до конца года, с возвращением внимания к требованиям ЕС о более широком доступе к китайскому рынку и восстановлении баланса торговых отношений, которые Брюссель называет "несбалансированными".
Цуй Доншу, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей, заявил в четверг в своем личном аккаунте WeChat, что лично он "категорически против" пересмотра и призвал ЕС объективно оценивать развитие отрасли и не "произвольно использовать" экономические или торговые инструменты.
Цена на автомобили китайского производства, экспортируемые в Европу, как правило, почти вдвое превышает цену, по которой они продаются в Китае, добавил он.
Подчеркивая проблемы, с которыми сталкиваются известные европейские автопроизводители в борьбе с растущей конкуренцией со стороны Китая, Volkswagen рассматривает возможность сокращения персонала на своем заводе в Восточной Германии из-за низкого спроса на электромобили, сообщило в среду информационное агентство dpa.
Растущая доля рынка
Официальные лица ЕС считают, что китайские электромобили снижают цены на местные модели примерно на 20% на европейском рынке, усиливая давление на европейских автопроизводителей с целью производства более дешевых электромобилей.
Европейская комиссия заявила, что доля Китая в продажах электромобилей в Европе выросла до 8% и может достичь 15% в 2025 году.
По данным американского аналитического центра the Center for Strategic and Internal Studies (CSIS), в 2022 году 35% всех экспортируемых электромобилей были произведены в Китае, что на 10 процентных пунктов больше, чем годом ранее.
Большинство автомобилей и аккумуляторов, от которых они питаются, предназначались для Европы, где в 2022 году 16% проданных аккумуляторов и транспортных средств были произведены в Китае.
Согласно данным CSIS, единственным крупнейшим экспортером из Китая является американский гигант Tesla. На его долю пришлось 40,25% экспорта электромобилей из Китая в период с января по апрель 2023 года.
Графика агентства Reuters
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Брюссель начнет расследование по делу о субсидиях в отношении китайских электромобилей