Об инфляции
В июле мы наблюдали скачок в текущих темпах роста цен. В августе темпы немного снизились, но при этом ценовое давление все больше формировалось за счет устойчивых компонентов. Значимый вклад в текущую инфляцию вносили товары, цена которых зависит от курса.
Скриншот онлайн-выступления председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференция по итогам заседания Совета директоров по денежно-кредитной политике. 15.09.2023 / Банк России
Ослабление рубля отражает результат одновременного действия нескольких факторов. Расширение рублевого спроса на импорт при ограниченном поступлении экспортной выручки привело к ослаблению рубля. Одновременно с этим в условиях не слишком высоких рублевых ставок граждане не так активно сберегали в рублях, а компании охотно брали рублевые кредиты, чтобы не расходовать валютную ликвидность. Дополнительный спрос на валюту формировался и через операции по финансовому счету.
Несмотря на динамику и высокую волатильность курса в этом году, финансовые рынки работали в стандартном режиме, проблем с ликвидностью не возникало, поэтому мы не видели тогда и не видим сейчас рисков для финансовой стабильности. Резкое движение курса само по себе не являлось таким риском. Однако оно привело к дополнительному повышению инфляции и инфляционных ожиданий. Именно для купирования этих факторов мы и повысили ключевую ставку.
Об экономике
Прогноз роста ВВП на текущий год оставлен без изменений на уровне 1,5–2,5% с учетом позитивной динамики в первом полугодии и ожидаемого замедления во втором.
О денежно-кредитных условиях
На финансовом рынке началась подстройка к ужесточению ДКП, но пока она недостаточно отразилась в ценовых условиях и практически не повлияла на динамику кредита. Сегодняшнее решение в том числе направлено на усиление и ускорение этой подстройки.
Мы ожидаем ускорения перетока средств населения с текущих счетов в срочные вклады благодаря дальнейшему повышению привлекательности рублевых сбережений.
Более медленная реакция кредитного рынка объясняется в основном лагами трансмиссии. Сейчас банки продолжают выдачу кредитов по заявкам, одобренным ранее. После ощутимого повышения ставки у заемщиков появилось желание взять кредит сейчас, пока ставки не стали еще выше.
Помимо временных лагов, есть факторы, которые ослабляют эффект от наших решений. Прежде всего это повышенные инфляционные ожидания, которые уменьшают степень жесткости денежно-кредитных условий.
Кроме того, наличие масштабных льготных программ, прежде всего по ипотеке, поддерживает высокие темпы кредитования. И чтобы повышение ставки сработало в нужном масштабе, требуется повышать ее сильнее, чем если бы таких программ не было.
Еще один фактор связан с ожиданиями рынка. Некоторые участники ожидают повторения сценариев 2014 и 2022 годов, когда мы достаточно быстро перешли к смягчению денежно-кредитной политики. Но текущий цикл отличается от предыдущих. Прошлые эпизоды значительного повышения ставки во многом были связаны с рисками для финансовой стабильности. Когда эти риски уходили, мы снижали ставку. В этот раз ситуация другая. Мы повысили ключевую ставку из-за реализации инфляционных рисков. И будем удерживать ее на высоких уровнях достаточно продолжительное время – до тех пор, пока не убедимся в устойчивом характере замедления инфляции.
О внешних условиях
Рост мировой экономики продолжает замедляться. Более сдержанные темпы роста в зарубежных странах будут ограничивать повышение цен на товары российского экспорта.
С учетом фактических данных мы снизили прогноз экспорта. Прогноз по импорту также снижен, поскольку мы ожидаем его подстройки к произошедшему ослаблению рубля и более умеренным темпам роста внутреннего спроса.
О рисках для прогноза
Их баланс по-прежнему смещен в сторону проинфляционных. Особые опасения вызывает возможное закрепление инфляционных ожиданий на повышенном уровне, что создает вторичные эффекты для инфляции. Кроме того, сохраняются геополитические риски и вероятность более жесткого приземления мировой экономики, что может сказаться на спросе на российский экспорт и динамике валютного курса. Остаются в поле зрения и факторы со стороны бюджетной политики.
О перспективах политики
В базовом сценарии средняя за остаток текущего года ключевая ставка составит 13,0–13,6%, в следующем году – 11,5–12,5% годовых. Это подразумевает, что мы будем удерживать ключевую ставку на повышенном уровне в течение достаточно продолжительного времени, необходимого для устойчивого снижения инфляции и инфляционных ожиданий.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Telegram-канала Банка России
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram