Россия впервые отправила нефтяные танкеры не ледового класса в Китай через Арктику

19.09.2023 10:01

«Росатом» заявил, что Севморпуть сейчас безопасен для танкеров не ледового класса. Об этом представители госкорпорации сообщили Financial Times в ответ на заявление природозащитников о том, что проход российских танкеров может привести к разливу нефти в Арктике

Россия впервые разрешила неукрепленным нефтяным танкерам проходить по ее ледяному Северному морскому пути, что вызвало предупреждения о том, что Москва рискует допустить катастрофический разлив нефти в Арктике, поскольку она перенаправляет пострадавший от санкций экспорт энергоносителей в Азию.

В августе два танкера получили разрешение на плавание длиной 3500 миль вдоль северного побережья России, несмотря на то, что они не относятся к танкерам так называемого «ледового класса», которые усилены для того, чтобы противостоять суровым ледовым условиям.

Суда с тонкими корпусами отправились в Китай в начале сентября, впервые пройдя по одному из самых опасных ледовых проходов на планете и не имея никаких возможностей реагировать на разливы нефти.


«Морской лед непредсказуем, а маршруты очень сложно поддерживать», — сказал Чарли Кроник из Гринпис Великобритании. «Использование танкеров неледового класса значительно усугубляет и без того высокую вероятность аварии».


В последние годы Москва приветствовала Северный морской путь, который полностью лежит в арктических водах, как более короткий путь доставки в Китай. Потепление климата открыло маршрут в летние месяцы, что намного быстрее, чем обычный путь через Суэцкий канал.

Решение разрешить танкерам не ледового класса движение по этому маршруту связано с тем, что западные санкции, связанные с конфликтом на Украине, нанесли ущерб способности Москвы доставлять свою нефть на рынок. Она уже стала чаще использовать Северный морской путь, чтобы сократить время плавания на азиатские рынки.

Обычное плавание из северного российского порта Приморск в Китай через Суэцкий канал занимает 45 дней; использование Северного морского пути сокращает его на 10 дней. По оценкам Виктора Катона, ведущего аналитика по сырой нефти компании Kpler, Россия могла бы сэкономить около полумиллиона долларов за рейс исключительно на топливе.

В 2022 году только один танкер, сильно усиленный «Василий Динков», перевозил российскую нефть по этому маршруту в Китай. Однако, согласно данным отслеживания судов Kpler, в 2023 году 10 танкеров ледового класса направились в Китай. На этой неделе рейс также завершил один усиленный танкер СПГ.

Использование неукрепленных судов на маршруте потенциально возможно с 2020 года. Росатом, российская организация, регулирующая Северный морской путь, разрешил судам не ледового класса ходить по маршруту в летне-осеннее окно с июля до середины ноября. самостоятельно или, в более легких ледовых условиях, в сопровождении ледокола.

В Росатоме сообщили FT, что «улучшенные условия навигации в летние и осенние месяцы позволяют судам не ледового класса безопасно работать», добавив, что все суда подверглись строгим проверкам. В нем говорится, что экологические соображения «всегда были и остаются главным приоритетом Росатома».

Эксперты по судоходству заявили, что неукрепленные танкеры теоретически могут плавать по Северному морскому пути в сентябре и октябре, когда после теплых летних месяцев ледяной покров становится самым тонким. Но остаются большие риски, поскольку льдины могут захватить суда и потенциально раздавить неукрепленные корпуса.

Сигурд Энге, старший советник по вопросам судоходства и Арктики экологической группы «Беллона», сказал, что риск «довольно экстремальный». . . Летний день на северном маршруте – это не обязательно легкая поездка».

Движение льда там, вызванное как морскими течениями, так и ветром, крайне непредсказуемо. Когда льда меньше, волны могут быть выше, что создает другие риски.

В конце июля этого года несколько судов ледового класса столкнулись с морским льдом, более сложным, чем позволяла их ледовая классификация, и были вынуждены ждать ледокольного сопровождения в Восточно-Сибирском море.

Мальте Хумперт, репортер издания High North News, специализирующегося на освещении Арктики, заявил, что эти поставки продемонстрировали «отчаяние» России продать свою нефть.


"Я думаю, что это явный признак того, что для России продажа энергии любой ценой важнее окружающей среды", - сказал Гумперт, который первым сообщил об использовании одного танкера, "Леонида Лозы".

«Связь изменения климата и геополитики создала такую ​​ситуацию. Россия отчаянно пытается вывести свою нефть на рынок».


Один из двух не армированных нефтяных танкеров, NS Bravo, перевозит груз объемом около 1 млн баррелей нефти по маршруту в порт Жичжао на востоке Китая.

Судно «Леонид Лоза», перевозящее такое же количество нефти в восточный Китай, вышло из порта Мурманска 9 сентября, через шесть дней после «Браво», согласно данным спутникового слежения за судами.

Леониду Лозе и НС Браво 12 и 13 лет соответственно. Отчеты инспекций показывают, что российские официальные лица в порту Тамань выразили обеспокоенность по поводу NS Bravo в декабре 2020 года, отметив обеспокоенность по поводу мер предосторожности и коррозии палубы.

Все нефтяные танкеры, построенные с 1995 года, имеют двойной корпус, чтобы снизить риск разливов. Но утечки остаются возможными в случае сдавливания или повреждения корпусов. 

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times 

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Северный морской путь России загружен нефтяными танкерами в направлении Китая