Необычная турбулентность на прошлой неделе в казначейских облигациях США указывает на более глубокую проблему, чем просто последние данные по инфляции и намерения Федеральной резервной системы по процентным ставкам. Рынок облигаций США теряет свою стратегическую основу, будь то в экономике, политике или технических аспектах.
Есть легко доступные краткосрочные объяснения резкого падения доходности, которое привлекло значительное внимание в США и за их пределами. В начале недели мягкие заявления нескольких представителей ФРС повлияли на настроения рынка, указав на возможность сохранения процентных ставок, поскольку рынок выполнил за них тяжелую работу. Геополитические проблемы усилили движение доходности. Облигации резко выросли, а доходность упала.
В середине недели акцент сместился на данные по инфляции, включая некоторые показатели, которые оказались более горячими, чем ожидалось, как на уровне производителей, так и на уровне потребителей. В пятницу геополитические опасения вновь всплыли на поверхность, поскольку рынок опасался эскалации трагического конфликта на Ближнем Востоке. Только в четверг доходность 10-летних казначейских облигаций колебалась почти на 0,2 процентных пункта между внутридневным максимумом и минимумом.
Но меня больше всего беспокоит другое: наиболее влиятельный сегмент мировых финансовых рынков теряет свои долгосрочные стратегические якоря, а также рискует потерять и свои краткосрочные стабилизаторы.
Недавний консенсус относительно экономического роста крупнейшей экономики мира был нестабильным: прогнозы колебались между мягкой и жесткой посадкой, время от времени упоминались крах и отсутствие посадки. Ожидания относительно действий ФРС также колебались: от потенциального снижения ставок в ближайшем будущем до сохранения более высоких ставок в течение более длительного периода.
Политика Федеральной резервной системы также окутана неопределенностью: возникают вопросы о том, каким должен быть равновесный уровень процентных ставок, отсроченные последствия концентрированного цикла повышения ставок, влияние сокращения баланса и отсутствие эффективной основы денежно-кредитной политики.
Все это происходит в контексте значительного бюджетного дефицита, который не демонстрирует никаких признаков значительного смягчения, по причинам, которые включают в себя дисфункцию Конгресса и значительные законопроекты, связанные с прошлыми обещаниями и продолжающимися переходными процессами в ответ на критические проблемы, такие как изменение климата. Следовательно, баланс рисков предполагает более существенное бюджетное давление, чем первоначально предполагалось.
Эта неопределенность также распространяется на долгосрочную динамику спроса и предложения. Несмотря на рост процентных ставок, существуют серьезные сомнения относительно того, кто с готовностью поглотит дополнительное предложение государственного долга, связанное с высоким дефицитом. ФРС, которая была самым надежным покупателем на протяжении более десяти лет с, казалось бы, безграничным печатным станком и небольшой чувствительностью к ценам, теперь продает облигации, отменив свои программы количественного смягчения со времен финансового кризиса и начав количественное ужесточение.
Иностранные покупатели, похоже, проявляют большую нерешительность, в том числе по геополитическим причинам. Значительная часть крупных отечественных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды и страховые компании, уже владеет значительным количеством облигаций с большими убытками в рыночной переоценке. Кроме того, сохраняются опасения по поводу стабильности депозитов региональных банков, что, возможно, приведет к тому, что они будут продавать облигации, если депозиты уменьшатся.
К счастью, рынок облигаций все еще обладает некоторыми краткосрочными стабилизаторами, которые смягчили еще более экстремальные ежедневные колебания. Внезапные скачки доходности привлекают покупателей, стремящихся к большей уверенности, чтобы зафиксировать более высокий доход в долгосрочной перспективе, в то время как внезапное падение доходности приводит к повышению цен, позволяя некоторым переэкспонированным инвесторам сэкономить на любых активах, по которым они несут бумажные убытки.
Однако важно отметить, что их устойчивость не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Независимо от того, как вы на это смотрите, самый важный эталонный рынок в мире находится в непредсказуемом путешествии с неопределенным пунктом назначения.
Я вспоминаю, как примерно 25 лет назад я совершил переход из государственного сектора в частный, когда трейдер облигациями предупредил меня, что будут моменты, когда технические факторы будут преобладать над фундаментальными факторами, что приведет к волатильности цен, которая потенциально может дестабилизировать как финансовые рынки, так и более широкую экономику. Он применил этот старый добрый феномен «хвост виляет собакой» к развивающимся рынкам. Без более согласованных усилий по восстановлению ключевых якорей, похоже, к этому предупреждению следует отнестись более серьезно в наиболее системном сегменте зрелых рынков.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Разгром государственного долга США принимает планетарный характер
Джанет Йеллен не видит «дисфункции» рынка из-за обвала облигаций США
Разгром рынка облигаций США подтверждает мнение о том, что ФРС отложит повышение ставок