Цены на металлы для аккумуляторов падают вместе со спросом на электромобили

18.10.2023 19:35

Литий, кобальт и никель дешевеют по мере отказа от «иррационального изобилия» и резкого роста предложения на рынках


Цены на ключевые материалы для аккумуляторов, такие как литий, кобальт и никель, резко упали в этом году из-за снижения продаж электромобилей в Китае и резкого увеличения предложения на рынке.

По данным Benchmark Mineral Intelligence, Refinitiv и Argus, с начала года литий подешевел почти на 70%, а никель — на 40%, при этом на рынке кобальта наблюдается большой избыток, а цены колеблются вблизи рекордно низких значений.

Во многом это падение обусловлено замедлением роста спроса на полностью электрические автомобили в Китае. За первые девять месяцев 2022 года продажи удвоились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако в этом году темпы снизились до 25%.


«Рынок электромобилей замедляется, — отметил Мартин Джексон, руководитель отдела сырьевых товаров для производства аккумуляторов в консалтинговой компании CRU Group. — Кроме того, объемы продаж бытовой электроники в Китае в прошлом году сокращались двузначными цифрами, и мы прогнозируем еще одно двузначное падение в этом году».


Однако другие стратеги по сырьевым товарам считают, что падение цен — это скорее возврат к нормальности после ажиотажа, который привел к перегреву на рынках металлов, используемых в аккумуляторах, в последние пару лет.

Снижение цен на сырье станет облегчением для автомобильных компаний и производителей аккумуляторов, которые в прошлом году впервые более чем за десятилетие столкнулись с повышением цен на элементы питания.

Цены на литий, которые раньше никогда не поднимались выше $25000 за тонну, начали резко расти в середине 2021 года и в конце 2022 года достигли пика выше $80000. Сейчас они снова снизились до $23000 за тонну.


«Это действительно откат после иррационального изобилия 2021-22 годов, а не конец света», — заявил Бенджамин Хофф, руководитель международного отдела исследований сырьевых товаров в Société Générale.


Колебания цен говорят о том, что рынки материалов для аккумуляторов переживают резкие подъемы и спады, поскольку добывающие компании пытаются быстро нарастить производство, чтобы удовлетворить ожидаемый всплеск спроса на электромобили в грядущем десятилетии.

Сара Мариссаэль, директор по стратегиям в компании Livent, которая является одним из крупнейших в мире производителей лития, заявила на саммите FT Mining Summit в этом месяце, что цены на сырье для аккумуляторов электромобилей «останутся волатильными» и «это естественная часть цикла бумов и спадов».

По ее словам, проблема для автопроизводителей и добывающих компаний, пытающихся обеспечить быстрое увеличение поставок, заключается в следующем: «как обеспечить стабильность цен с обеих сторон, признавая при этом, что мы имеем дело с дефицитным ресурсом?».

Новые возможности

Недавнее падение цен оказалось еще более резким из-за «сокращения запасов» в цепочке поставок аккумуляторов, что предполагает использование материалов, имеющихся на складе, для изготовления аккумуляторов вместо закупки новых, что еще больше снижает спрос на сырье. Высокие затраты на финансирование из-за роста процентных ставок увеличивают расходы на хранение запасов сырья.

Падение цен поможет снизить цены на электромобили, поскольку стоимость аккумулятора составляет от одной пятой до одной трети стоимости автомобиля. Однако эффект от падения цен на сырье может быть заметен еще только через несколько месяцев в зависимости от условий контрактов между добывающими компаниями и потребителями.

Падение цен также позволяет горнодобывающим группам и другим структурам обеспечить слияния и поглощения по мере снижения цен.

В понедельник крупнейший в мире производитель лития Albemarle отказался от заявки на покупку Liontown Resources стоимостью $4.3 млрд после того, как Джина Райнхарт, богатейший человек Австралии, приобрела стратегическую долю в австралийской горнодобывающей компании. Это произошло после соглашения двух производителей лития Allkem и Livent о слиянии в мае в рамках сделки на сумму $10.6 млрд.

«Хотя цены на литий снижаются, в отрасли происходят слияния и поглощения, поскольку для обеспечения поставок потребуются более крупные компании, обладающие финансовыми возможностями, — заявил аналитик Canaccord Genuity Редж Спенсер.

При этом сильнее всего упали цены на кобальт, поскольку он добывается в качестве побочного продукта на медных и никелевых рудниках в Демократической Республике Конго и Индонезии, что не позволяет сократить поставки, чтобы сбалансировать рынок при резком падении цен.

Китайской компании CMOC запретили экспортировать медь и кобальт с гигантского рудника Тенке-Фунгуруме в течение 10 месяцев до апреля этого года. Из-за этого образовались огромные запасы кобальта, которые ее торговое подразделение IXM не спешит выводить на рынок, при этом рудник компании KFM начал добычу в этом году.


«На рынке кобальта одни из худших результатов, которые я когда-либо видел. Я не могу вспомнить, чтобы когда-то наблюдался подобный избыток предложения, — отметил Джим Леннон, старший консультант по сырьевым товарам в Macquarie. — В течение следующих трех-четырех лет прогнозируемое увеличение предложения почти вдвое превысит размер рынка».


Аналитики и руководители компаний заявили на ежегодном заседании Лондонской биржи металлов на прошлой неделе, что они ожидают избытка предложения на рынках никеля и кобальта в течение следующей пары лет, при этом технический прогресс снижает потребности в этих материалах.

Однако, по словам Леннона, как только война скидок на электромобили в Китае закончится, а спрос начнет расти, цены могут отскочить подобно «витой пружине», поскольку производители закупают материалы как для производства, так и для пополнения запасов.

Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times

MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram 

По теме:

Китай отомстит ЕС в случае введения пошлин на электромобили

Богатый на литий Афганистан может выиграть от развития отрасли электромобилей

Три ключевых вопроса о будущем поставок лития, кобальта и никеля


Три ключевых вопроса о будущем поставок лития, кобальта и никеля