В последние годы регион Восточного Средиземноморья, особенно добыча газа на шельфе Египта и Израиля, стал важнейшим направлением для европейских компаний, стремящихся диверсифицировать источники поставок. Этот регион обладает значительными запасами газа на шельфовых месторождениях, что позволяет ему стать стратегическим поставщиком на европейские рынки. Однако текущая геополитическая напряженность и нестабильность представляют серьезную угрозу для этого важного источника энергии.
В прошлые выходные правительство Египта объявило о приостановке импорта газа из Израиля из-за продолжающихся военных действий между Израилем и ХАМАС. Также Каир подтвердил продление отключений электроэнергии из-за скачка спроса, который превышает предложение.
Египет оказался в сложной ситуации, столкнувшись с резким прекращением импорта, который составляет примерно 800 млн кубических футов в день. Положение усугубляется из-за резкого роста спроса на электроэнергию на фоне повышения температуры. Приостановка в первую очередь связана с решением Израиля закрыть шельфовое газовое месторождение «Тамар». Возросшая угроза безопасности подвергает риску добычу на шельфе. Нестабильность на Синайском полуострове также усиливается, поскольку движение ХАМАС и его союзники рассматривают возможность действий в этом регионе.
Египет импортировал газ из Израиля преимущественно для удовлетворения растущего внутреннего спроса, а также готовился обеспечить экспорт СПГ. Компания Chevron, оператор газового месторождения «Тамар», ранее анонсировала крупные поставки газа в Египет. Оптимизму в отношении экспорта СПГ из Египта способствовали заявления итальянской нефтегазовой компании ENI, которая рассчитывала на возобновление экспорта СПГ благодаря снижению внутреннего спроса. К сожалению, в реальности все оказалось иначе, и экспорт СПГ полностью остановился. Египет, уже оказавшийся в тяжелой экономической ситуации, сопровождающейся сильным дефицитом иностранной валюты, теперь лишился одного из основных источников доходов.
Угроза дестабилизации
Хотя отключения электроэнергии начались в июле 2023 года, премьер-министр Мустафа Мадбули заверил население, что электроснабжение будет нормализовано к сентябрю. К сожалению, это обещание не было выполнено, что породило опасения по поводу возможного продолжения длительных отключений электроэнергии. Несмотря на оптимистичные сообщения в египетских СМИ, спрос вырос, тогда как внутренняя добыча газа сокращается. В последние годы обеспечивались поставки израильского газа. Прекращение добычи газа на израильском шельфе в Тамаре уже дало о себе знать: экспорт израильского газа в Египет сократился с 800 млн кубометров в год до 650 млн кубометров в год. Сейчас Израиль отдает приоритет добыче газа для внутреннего потребления, что также в некоторой степени повлияло на добычу Chevron на месторождении «Левиафан».
В начале октября компания Chevron, оператор крупнейшего израильского газового месторождения «Левиафан», изменила маршруты поставок. Вместо прямых поставок газа в Египет по трубопроводу EMG, она перенаправила их по Арабскому газопроводу, который проходит через Иорданию. Источники в энергетической отрасли, которые цитирует Reuters, сообщили, что «объем газа, экспортируемого с гигантского израильского месторождения Левиафан в Египет, немного сократился, поскольку приоритетными являются поставки на внутренний рынок». На природный газ приходится 75-96% производства электроэнергии в Египте, тогда как остальная часть обеспечивается за счет мазута. Недостаток иностранной валюты спровоцировал дефицита мазута, что усугубило энергетический кризис в Египте. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило рейтинг Египта, в частности из-за постоянного дефицита энергоресурсов.
Перед египетским правительством стоит сложная задача: производство электроэнергии в условиях экономического кризиса и борьба с усиливающимся общественным недовольством из-за высоких цен и кризиса в Газе. Каиру предстоит решить эти проблемы в ближайшие недели в преддверии подготовки к президентским выборам. Хотя результаты выборов кажутся предрешенными, и ожидается, что президент Сиси сохранит пост, внутренняя стабильность по-прежнему вызывает большую озабоченность.
Аналитики высказывают опасения, поскольку, проблемы, связанные с энергоснабжением, продовольствием и инфляцией, часто становились мощными дестабилизирующими факторами в египетской политике. Оппозиция может снова заявить о себе, воспользовавшись палестинским вопросом, при поддержке «Братьев-мусульман» и других организаций. Дестабилизация ситуации в Египте или даже резкая реакция не только создали бы риски для региона, но и поставили бы под угрозу энергоснабжение Европы и морскую торговлю. Возвращение Ближнего Востока в заголовки западных СМИ на фоне отсутствия египетского СПГ на рынке и планов Украины прекратить транзит российского газа к январю 2024 года омрачает перспективы европейской энергетической безопасности зимой 2023-2024 гг.
Нужна новая стратегия
Более того, очевидно, что европейская стратегия по строительству Восточно-Средиземноморского газопровода между Кипром и Грецией, которую поддерживают брюссельские политики и американское правительство, более нежизнеспособна. Аналитики уже давно заявляют, что расходы на глубоководный морской газопровод коммерчески нецелесообразны, а нынешняя ситуация, включая конфликт между ХАМАС и Израилем и напряженность между Израилем, Хезболлой и Ираном, подтверждает бесполезность этих усилий. Усиление поддержки ХАМАС со стороны Турции на фоне сохраняющихся разногласий с Кипром и Грецией еще больше усугубляет проблемы.
Европе также нужно пересмотреть альтернативные маршруты импорта природного газа и СПГ. Ожидается, что кризис между Израилем и ХАМАС скажется и на других источниках поставок, в частности на Ливии, Алжире и Катаре, которые также находятся в зоне риска. Эскалация в регионе и, вероятно, в самом Египте, может поставить под угрозу маршруты поставок СПГ, особенно из Катара. Американские поставщики СПГ могут извлечь выгоду из ситуации, при этом Москва молча наблюдает за развитием событий. Европа продолжает импортировать российский СПГ, одновременно привлекая поставщиков газа из стран бывшего Советского Союза для заполнения трубопроводов в Европе. Турция намерена сыграть здесь ключевую роль, став основным маршрутом поставок ресурсов.
Подготовлено Profinance.ru по материалам ресурса OilPrice
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Чем грозит эскалация в Газе рынкам энергоносителей
Сделка Италии с Катаром показывает, что отказаться от газа не так-то легко
Экономисты опасаются серьезных потрясений, если конфликт между Израилем и ХАМАС не будет сдержан