Банку Японии не удалось потрясти мир на Хэллоуин. Хотя центральные банки других стран в последние годы повышали процентные ставки, Банк Японии сохранял ультрамягкую политику, направленную на стимулирование экономического роста. Базовая процентная ставка в Японии уже семь лет составляет −0.1%. И, несмотря на усиливающееся давление, 31 октября банк решил просто незначительно изменить лимит доходности десятилетних государственных облигаций. Потолок доходности на уровне 1%, для защиты которого банк покупает огромные объемы облигаций, теперь является скорее ориентиром, а не правилом. Действительно, доходность эталонных облигаций достигла 0.95%, что является самым высоким показателем за последние десять лет.
После заявления Банка Японии курс иены упал до 151 иен за доллар, минимального показателем за последние десятилетия. Инфляция, которая долгое время оставалась на одном уровне, уже не такая низкая: Банк Японии повысил прогноз по базовой инфляции на ближайшие три года. Многие аналитики ожидают, что центральный банк навсегда откажется от политики контроля кривой доходности в начале следующего года и повысит процентные ставки к апрелю. Но даже после того как Банк Японии наконец решит повысить процентные ставки, он, скорее всего, поднимет их всего на долю процентного пункта, и соответственно разрыв между доходностью японских облигаций и доходностью в остальном мире по-прежнему остается большим, что будет иметь серьезные последствия для мировых финансовых рынков. Самое страшное еще впереди.
Чтобы понять почему, нужно изучить влияние, которое оказывают крайне низкие процентные ставки в Японии и продолжающиеся интервенции по ограничению доходности облигаций. Низкие ставки внутри страны порождают спрос на иностранные активы, поскольку инвесторы хотят получить более высокую доходность. В прошлом году прибыль от зарубежных инвестиций Японии оказалась на $269 млрд больше, чем получили иностранными инвесторы в Японии, что является крупнейшим профицитом в мире, который эквивалентен 6% от японского ВВП. Огромный разрыв между доходностью облигаций в Японии и в остальном мире является угрозой как для японских инвесторов, купивших иностранные облигации, так и для глобальных эмитентов, которые извлекали выгоду из японской привычки.
Негативные последствия
Это особенно опасно для крупнейших финансовых фирм Японии, которые делают крупные инвестиции за рубежом. Стоимость хеджирования зарубежных инвестиций зависит от разницы между краткосрочными процентными ставками двух используемых валют. Краткосрочные процентные ставки в США более чем на пять процентных пунктов выше аналогичных ставок в Японии, и разрыв превышает доходность в 4.8% по десятилетним американским гособлигациям. В результате японские покупатели теперь несут гарантированные убытки при покупке долгосрочных облигаций в долларах и хеджировании рисков. Поэтому японские компании, осуществляющие страхование жизни, которые среди прочих институтов наиболее активно хеджируют валютные риски, в прошлом году продали иностранные облигации на сумму 11.4 трлн иен ($87 млрд).
Огромный разрыв между краткосрочными процентными ставками означает, что у японских инвесторов теперь меньше возможностей. Среди них — дальнейшие покупки за рубежом, но с более высоким риском. Компании Meiji Yasuda Life Insurance и Sumitomo Life, каждая из которых в прошлом году владела активами на сумму более 40 трлн иен, намерены увеличить объем покупок зарубежных облигаций без хеджирования от внезапных колебаний валютных курсов, что фактически означает ставку против внезапного роста иены. Компании по страхованию жизни обычно консервативны, но чем дольше будет сохраняться огромный разрыв в процентных ставках, тем больше у них будет стимулов рисковать.
В то же время рост доходности долгосрочных японских облигаций, которая, несомненно, вырастет еще больше, если Банк Японии откажется от контроля кривой доходности, может побудить местных инвесторов вернуть деньги в страну. 40-летние японские облигации предлагают доходность на уровне 2.1%, а этого достаточно, чтобы сохранить капитал инвесторов, даже если Банк Японии достигнет целевого показателя по инфляции в 2%. Мартин Уиттон из банка Westpac считает, что такая перспектива должна обеспокоить фирмы и правительства в США и Европе, которые привыкли к огромному спросу на облигации со стороны японцев.
При таком сценарии источник спроса превратился бы в источник давления на финансы западных фирм и правительств. Курс иены может резко вырасти, поскольку японские инвесторы продают долговые обязательства в иностранной валюте и делают инвестиции внутри страны. Боб Мишель из JPMorgan Asset Management предупреждает о десятилетии репатриации капитала.
Судя по всему, приток японского капитала в остальные страны, который начался в эпоху мягкой монетарной политики по всему миру, сократится. Столкнутся ли в итоге с проблемами местные финансовые институты, иностранные эмитенты облигаций или и те, и другие, станет ясно в ближайшие месяцы. Но уже понятно, что кто-то пострадает.
Подготовлено по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Почему валютные войны больше не такие ожесточенные
Почему падение цен на государственные облигации вызывает беспокойство