На фото: стальные рулоны на Чунцинском металлургическом комбинате в Чаншоу, Чунцин, Китай, 6 августа 2018 г. REUTERS/Дамир Сагол.
В течение последних двух десятилетий мантра в мировой торговле сырьевыми товарами в основном была такой: если вы это добываете, Китай это покупает.
В некоторой степени утверждение все еще верно, и крупнейший в мире импортер природных ресурсов остается Колоссом (Колосс Родосский — одно из семи чудес света, величественная статуя, которая возвышалась на острове Родос в Древней Греции.).
Но характер спроса Китая на сырьевые товары начинает меняться, и тенденции, возникшие в 2023 году, вероятно, сохранятся и в следующем году.
Основное изменение заключается в том, что Китай становится более чувствительным к ценам и, похоже, более охотно использует свою привилегированную позицию, чтобы попытаться повлиять на цены.
Это можно увидеть по импорту сырой нефти, который в 2023 году продемонстрировал две отдельные фазы.
В первой половине года Китай, будучи крупнейшим импортером нефти раскупал любые поставки и увеличивал объемы хранения, несмотря на то, что переработка нефти в стране быстро росла, чтобы удовлетворить как возросшее внутреннее потребление, так и рост экспорта бензина и дизеля.
Но после того как Саудовская Аравия и Россия с июля добровольно сократили добычу на 1,3 миллиона баррелей в день, что вызвало сильный рост мировых цен на нефть, Китай начал снижать импорт.
Импорт сырой нефти достиг пика в августе и составил 12,43 миллиона баррелей в сутки, но это отражает объемы, отгруженные в мае и июне, когда цены были на минимуме 2023 года.
С тех пор импорт сырой нефти начал снижаться, упав в ноябре до 10,33 млн баррелей в сутки.
Китай не раскрывает динамику своих коммерческих или стратегических запасов нефти, но вполне вероятно, что нефтеперерабатывающие заводы увеличивают запасы, одновременно сокращая импорт.
Снижение импорта нефти в Китай также означает, что прогнозы устойчивого роста мирового спроса со стороны Организацией стран-экспортеров нефти и Международного энергетического агентства, вероятно, окажутся слишком оптимистичными.
Однако вполне вероятно, что импорт сырой нефти в Китай ускорится в первом квартале 2024 года, учитывая снижение цен на нефть в последние недели.
Если верить прошлому опыту, более низкие цены стимулируют китайские нефтеперерабатывающие заводы закупать больше нефти, даже если часть купленных объемов пойдет на пополнение запасов.
Металлы
Однако способность Китая влиять на цены на сырьевые товары не всегда успешна. Примером может служить железная руда.
В отличие от нефти, которую Китай может получать от нескольких производителей, поставки железной руды высококонцентрированны, и в них доминируют всего два производителя — Австралия и Бразилия.
Китаю также в настоящее время не хватает запасов: в прошлом месяце запасы в портах упали до семилетнего минимума.
Это означает, что когда спрос или даже настроения на рынках железной руды и стали улучшаться, у Китая не останется иного выбора, кроме как смириться с ростом цен.
В 2024 году это может означать продолжение роста цен на железную руду, особенно если усилия Пекина по возрождению ключевого для потребления стали сектора недвижимости начнут приносить плоды.
2023 год также показал, что Китай является оппортунистическим покупателем сырьевых товаров, хорошим примером которого является медь.
Импорт необработанной меди снизился на 5,9% за первые 11 месяцев года по сравнению с тем же периодом 2022 года, но в месячной динамике снова наблюдаются колебания.
В начале 2023 года снижался импорт мягкой меди, что совпало с периодом роста мировых цен на промышленный металл.
Однако, когда во втором полугодии цены снизились, импорт начал расти, увеличившись до 550 565 метрических тонн в ноябре, что является самым высоким показателем в этом году.
Энергетический уголь является еще одним примером того, как Китай закупал морские поставки, поскольку цена была конкурентоспособной по сравнению с внутренними поставками.
Хотя Китаю требовалось дополнительное количество угля для производства электроэнергии, учитывая низкий уровень производства гидроэлектроэнергии, он смог обратиться к импорту, чтобы восполнить дефицит и не поднимать цены слишком высоко, поскольку спрос со стороны других крупных покупателей, таких как Индия и Европа, ослабевал.
Импорт Китая всех марок угля вырос на 63% за первые 11 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но сохранится ли эта сила в следующем году, будет зависеть от того, улучшится ли доступность гидроэлектрогенерации, а также останутся ли экспортные морские поставки угля конкурентоспособными по сравнению с внутренними ценами.
Еще одним фактором, который следует учитывать, является быстрое внедрение в Китае возобновляемых источников энергии — ветер и солнце.
Хотя Китай все еще наращивает мощности тепловой генерации (уголь и газ, но в основном уголь), 2024 может стать годом, когда будет добавлено достаточно мощностей возобновляемых источников энергии, чтобы обеспечить ускоренный вывод из эксплуатации старых угольных электростанций.
Общая тема заключается в том, что Китай по-прежнему будет доминирующим покупателем на многих сырьевых рынках, но, вероятно, будет более трепетно относиться к ценам, нежели в последние 20 лет, когда необходимость поддержки быстрого экономического роста перевешивала любые другие опасения.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Рейтер.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Экономику Китая ждут большие неприятности
Давние амбиции Китая по свержению ига американской валюты начинают приносить плоды
Частный отчет неожиданно показал рост сферы услуг в Китае после того, как официальный показал спад