Фото: «Новатэк»
Санкции США являются серьезным препятствием для реализации планов России по увеличению морского экспорта сжиженного природного газа (СПГ), который должен компенсировать снижение экспорта газа по трубопроводам в Европу. Об этом говорят аналитики, на которых ссылается Reuters.
Россия, занимающая четвертое место в мире по производству СПГ после США, Катара и Австралии, ставит перед собой цель увеличить долю на мировом рынке примерно до одной пятой с текущих 8%, утроив производство до более чем 100 миллионов метрических тонн к 2030–35 годам. Но если Москва успешно перенаправила экспорт нефти, когда-то предназначавшейся для Западной Европы, в Китай и Индию в условиях санкций, то последствия ограничений для СПГ более серьезны. Проблема заключается в относительно небольшом количестве танкеров, способных перевозить СПГ, и в отсутствии у России доступа к необходимым технологиям и финансам.
Усилия России по перенаправлению потоков газа в Китай, второго по величине потребителя энергоресурсов в мире после США, пока не увенчались успехом. Затянувшиеся переговоры о более чем двукратном увеличении текущих поставок в эту страну по проектируемому трубопроводу «Сила Сибири-2» пока не привели к заключению твердого контракта.
В то же время проекту «Арктик СПГ 2», который контролируется «Новатэком» (крупнейший российский производитель СПГ), грозит задержка, сообщили три источника в отрасли на условиях анонимности. По их словам, коммерческие поставки СПГ с проекта ожидаются не ранее второго квартала 2024 года или позже, в то время как «Новатэк» заявлял, что они начнутся в первом квартале.
Мощность «Арктик СПГ 2», состоящего из трех технологических линий, составит 19,8 млн метрических тонн в год и 1,6 млн тонн в год стабильного газового конденсата. Это делает его центральным элементом планов России по увеличению доходов от продажи энергоносителей после того, как экспорт трубопроводного газа в Европу в прошлом году сократился вдвое и составил чуть более 100 миллиардов кубометров.
В прошлом году продажа энергоносителей принесла России 57% общей экспортной выручки и 27% ВВП.
Санкции США, которые, по мнению России, отражают стремление Вашингтона устранить конкурентов на рынке СПГ, уже привели к тому, что «Новатэк» объявил форс-мажор на поставки с проекта, сообщили Reuters на прошлой неделе источники в отрасли. Опасаясь ответной реакции на санкции, иностранные акционеры приостановили участие в проекте, отказавшись от ответственности за финансирование и от контрактов на поставку газа с завода, сообщила газета «Коммерсантъ».
Джейсон Фир из компании Poten & Partners, занимающейся транспортировкой СПГ, считает, что заявление о том, что Россия не может выполнить контрактные обязательства, является «тревожным сигналом» для будущих российских СПГ-проектов.
«России также, вероятно, необходимо иностранное оборудование и другая поддержка для завершения других проектов, а санкции затрудняют и это», — говорит эксперт.
Санни Сюй, основатель сингапурской компании C-LNG, занимающейся разработкой решений для малого и среднего бизнеса в области СПГ, говорит, что у Китая есть возможности для строительства модулей сжижения, но не хватает опыта в проектировании и строительстве критически важного оборудования — как и у России.
«Китайские компании могут предложить свои собственные решения, но насколько они будут эффективны? Это вопрос», — говорит Сюй.
Некоторые западные компании, обладающие техническим опытом, покинули Россию из-за конфликта на Украине. В частности, французская машиностроительная группа Gaztransport & Technigaz (GTT) в январе приостановила контракт с российской судостроительной компанией «Звезда» на строительство 15 ледокольных судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). По словам Джейсона Фира, заменить GTT в российских проектах СПГ будет сложно.
«Есть еще несколько компаний, предлагающих системы локализации, но GTT — ведущая фирма, и я не знаю, были ли другие системы приняты крупными фрахтователями и владельцами», — отмечает эксперт.
Он скептически относится к прогнозу «Новатэка» о том, что первая очередь проекта сможет достичь мощности в 6,6 млн тонн в этом году.
Проект также сталкивается с проблемой обеспечения газовозами. «Новатэк» заявил, что для «Арктик СПГ 2» на российской верфи «Звезда» будет построено 15 танкеров ледового класса Arc7, способных преодолевать лед толщиной 2 метра.
Еще шесть танкеров Arc7 должны были быть построены Hanwha Ocean, бывшей Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, включая три танкера, заказанных японской Mitsui O.S. K. Lines и три танкера, заказанных ведущей российской танкерной группой «Совкомфлот». Но строительство трех танкеров, заказанных «Совкомфлотом», было отменено из-за санкций, введенных против России.
Рональд Смит из московской брокерской компании BCS Global Markets полагает, что, возможно, близлежащий и уже работающий проект «Ямал СПГ» будет использовать некоторые танкеры совместно с «Арктик СПГ 2».
«Я ожидаю, что со временем „Новатэк“ приобретет весь необходимый флот танкеров Arc7», — говорит эксперт. — «Однако это может занять несколько дополнительных лет, помимо тех, что были предусмотрены первоначальным графиком „Арктик СПГ 2“».
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Китай будет добиваться освобождения от санкций США в отношении российского СПГ
Доставка СПГ подешевела, несмотря на хаос в Красном море
Развивающиеся страны набросились на подешевевший СПГ
СПГ из США продолжает захватывать Европу
Застрявший в Австралии газовый танкер может устроить коллапс на рынке СПГ