Твердотельные аккумуляторы обещают увеличить запас энергии, дальность движения и ускорить зарядку электромобилей следующего поколения. Тем не менее, несмотря на десятилетия исследований и вложенные миллиарды долларов, их будущее по-прежнему выглядит туманным.
Техник чистит логотип Volkswagen на линии по производству моделей электромобилей Volkswagen Group в Цвиккау, Германия, 26 апреля 2022 года. REUTERS/Matthias Rietschel
Вот некоторые из компаний, разрабатывающих аккумуляторы такого типа. Лидер рынка электромобилей Tesla, лидер отрасли, не раскрывает подробных планов разработки твердотельных аккумуляторов.
Американский стартап QuantumScape, который имеет сделки с шестью автопроизводителями, включая Volkswagen, разработал полутвердотельный элемент без анода, в котором используются металлический литий, керамический сепаратор и жидкий электролит. Компания заявляет, что это может увеличить запас хода электромобиля с 350 миль до 400-500 миль, то есть на 14-43%. Ожидаемое увеличение пробега ниже предыдущих оценок в 50-80%.
QuantumScape отправила свои первые опытные образцы в конце 2022 года, которые, по словам VW, показали, что аккумулятор может проехать более 500 000 миль без какой-либо заметной потери дальности и имеет быстрое время зарядки до 80% емкости за 15 минут.
Французская Blue Solutions уже продает твердотельные аккумуляторы для автобусов со временем зарядки четыре часа, но разрабатывает новый продукт для автомобилей, в котором используется полимерный электролит и ультратонкий литий-металлический анод, что позволяет обеспечить время зарядки до менее 20 минут и дальность поездки примерно на 30%, до почти 1000 км.
Компания заявляет, что намерена построить гигафабрику для своих новых аккумуляторов к 2029 году, и подписала соглашение о совместной разработке с BMW.
Toyota, крупнейший в мире автопроизводитель, заявила в июне, что добилась прорыва в твердотельной технологии, которая решает проблемы длительной работы. В 2027-2028 годах планируется коммерциализация аккумулятора с дальностью действия 1000 км и временем зарядки 10 минут.
Тайваньская компания ProLogium Technology заявила, что к концу 2023 года планирует отправить опытные образцы своих полутвердотельных аккумуляторов, которые позволяют почти удвоить плотность энергии в аккумуляторах.
Фирма, у которой есть соглашение о сотрудничестве с Mercedes-Benz, Stellantis и TotalEnergies, строит гигафабрику на Тайване и планирует еще одну во Франции.
Китайский производитель электромобилей Nio запустил в продажу полутвердотельные аккумуляторы мощностью 150 киловатт-часов (кВтч) для своих электромобилей Beijing Welion New Energy, которые имеют запас хода до 1000 км. Nio продает электромобили в Китае и Европе и предоставляет услугу замены аккумуляторов для своих автомобилей.
Ganfeng LiEnergy, дочерняя компания Ganfeng Lithium, производит полутвердотельные аккумуляторы для питания электромобилей китайского производства Seres, таких как внедорожник Seres 5, запас хода которого составляет 530 км, а время быстрой зарядки составляет 50 минут.
Китайская компания CATL, один из крупнейших в мире производителей аккумуляторов, в прошлом году представила батарею на конденсированном веществе, тип полутвердотельной батареи, которая, по ее словам, может обеспечить достаточное количество энергии для питания пассажирских самолетов на электротяге. Компания заявила, что может начать массовое производство аккумуляторов для электромобилей позже в 2023 году, хотя и не предоставила обновленной информации по этому поводу.
Американский стартап Solid Power в конце прошлого года поставил BMW тестовые элементы своей полутвердотельной батареи с твердым электролитом на основе сульфидов и анодом с высоким содержанием кремния. Компания также находится на ранних стадиях разработки аккумулятора с металлическим литиевым анодом. Ford, BMW, Hyundai и SK Innovation инвестировали в компанию.
Другой американский игрок, Factorial Energy, в прошлом году доставил опытные образцы своей полутвердотельной батареи партнерам автопроизводителя для тестирования. Стартап, который нацелен на запас хода батареи в 600 миль, имеет соглашения с Mercedes-Benz, Stellantis и Hyundai.
Южнокорейская компания LG Energy Solution заявила в прошлом году, что намерена разработать твердотельные аккумуляторы на основе полимеров и сульфидов к 2026 и 2030 годам соответственно.
Южнокорейская SK On, аккумуляторное подразделение энергетической группы SK Innovation, разрабатывает два типа твердотельных элементов - композитные батареи на основе высокомолекулярных оксидов и батареи на основе сульфидов - с целью производства прототипов к 2026 году и их коммерциализации к 2028 году.
Южнокорейская компания Samsung SDI разрабатывает твердотельную батарею без анода и запустила производство прототипов в прошлом году в преддверии ожидаемого массового производства в 2027 году.
Honda планирует запустить линию тестирования твердотельных аккумуляторов в 2024 году, стремясь использовать аккумуляторы в моделях во второй половине этого десятилетия. Компания также инвестировала в SES AI для совместной разработки полутвердотельных аккумуляторов.
Nissan планирует выпустить полностью твердотельный аккумулятор EV, разработанный собственными силами, к 2028 финансовому году.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Переломным моментом для двигателей внутреннего сгорания стал прошлый год — BMW
На китайском рынке электромобилей растет использование LFP-аккумуляторов со сверхбыстрой зарядкой
Как электромобили ускоряют конец нефтяной эры
Почему американцы не могут покупать дешевые китайские электромобили