Эр-Рияд потратил миллиарды, пытаясь превратиться в центр электромобильной промышленности и преодолеть препятствия, в том числе нехватку инфраструктуры, талантов и сырья, поскольку он стремится не отстать в глобальной гонке за доходами от новой отрасли.
В рамках более широкого плана наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, который ставит задачу отвязать экономику страны от нефти и создать новые рабочие места, королевство инвестировало не менее 10 миллиардов долларов в американскую компанию Lucid Motors, создало собственный автобренд Саудовской Аравии Ceer и построило завод производства электромобилей.
Суверенный фонд благосостояния Саудовской Аравии объемом 700 миллиардов долларов, поставил перед собой цель производить 500 тыс. электромобилей ежегодно к 2030 году. Цель на 2026 год — 150 тыс. авто.
Тем не менее к декабрю 2023 года единственный автомобильный завод королевства, открытый в сентябре прошлого года, собрал около 800 автомобилей на основе комплектов, поставленных из Аризоны.
Саудовской Аравии в прошлом не удавалось привлечь автомобилестроение.
Японская Toyota отклонила сделку в 2019 году, сославшись на высокие затраты на рабочую силу, отсутствие местных поставщиков и маленький внутренний рынок.
Сейчас в мире популярна тенденция энергетического перехода и отказ от авто, работающем на грязном для экологии топливе. Но именно нефть — сырье для бензина и дизеля — десятилетиями финансировала экономику Саудовской Аравии.
«Страна столкнется с огромной конкуренцией со стороны авторитетных промышленных предприятий и сложившихся цепочек поставок», — сказал Гаурав Батра, глобальный аналитик EY по передовому производству и мобильности. «Многое должно измениться прежде, чем эта отрасль обретет форму и действительно станет звездной».
Китай доминирует в новой цепочке поставок, а также в производстве электромобилей.
Китайская BYD стала крупнейшим в мире производителем электромобилей, обогнав Tesla в конце прошлого года, хотя Закон США о снижении инфляции, целью которого являются инвестиции в создание экономики с низким уровнем выбросов углекислого газа, может направить десятки миллиардов долларов на производство электромобилей.
Для Саудовской Аравии одной из самых больших трудностей является привлечение производителей автокомпонентов — от автомобильных дверей до двигателей — когда нет значительной собственной промышленности, которая могла бы предложить внутренние поставки.
Отечественный производитель электромобилей Ceer, совместное предприятие PIF и тайваньской компании Foxconn, планирует начать выпуск к 2025 году, но завод еще не построен.
Источник Reuters, знакомый с Ceer, сообщил о низкой вероятности того, что компания сможет выпустить авто в эксплуатацию до 2026 года.
Аналитики также скептически отнеслись к предварительным результатам.
«Мы не верим в такие высокие (саудовские) показатели производства, потому что такой высокий уровень внутреннего производства потребует значительного экспорта из региона», — сказала Татьяна Христова, эксперт S&P Global Mobility. «Это возможно, но мы не видим, чтобы это произошло в пределах нашего горизонта прогнозирования».
В октябре южнокорейский производитель автомобилей Hyundai и PIF объявили о создании совместного предприятия, которое построит завод для производства двигателей внутреннего сгорания и электромобилей, а затем уже вместе с Lucid и Ceer создаст кластер заводов в Джидде.
Этого будет недостаточно, чтобы убедить «производителей оригинального оборудования провести локализацию», считает Татьяна Христова. Ceer будет закупать компоненты у немецкого BMW, включая аккумуляторы — самую дорогостоящую часть электромобиля.
Глобальный вице-президент Lucid Фейсал Султан в декабре заявил агентству Reuters, что Саудовской Аравии необходимо присутствие критически важных поставщиков, и ее завод в Саудовской Аравии занимается только повторной сборкой автомобилей, ранее собранных и проверенных на качество на площадке компании в Аризоне.
Подход компании, заключающийся в сохранении цепочки поставок и производства автомобилей в Соединенных Штатах, может побудить другие компании создать предприятия по вторичной сборке, чтобы получить доступ к прибыльным саудовским стимулам для локализации, сказал руководитель саудовского автопроизводящего сектора.
Но это может препятствовать расширению местного производства, поскольку страна продолжит импортировать автомобили иностранного производства.
На переговорах ООН по климату в Дубае в декабре почти 200 стран согласились начать сокращение глобального потребления ископаемого топлива после того, как Организация стран-экспортеров нефти во главе с Саудовской Аравией выступила против более жестких формулировок о поэтапном отказе от угля, нефти и газа.
Королевство стремится улучшить свою репутацию в области устойчивого развития и уделяет автомобилям Lucid видное место на государственных конференциях.
В течение следующего десятилетия правительство Саудовской Аравии согласилось купить до 100 000 автомобилей Lucid, а Саудовский фонд промышленного развития (SIDF) предоставил Lucid беспроцентный кредит в размере 1,4 миллиарда долларов в 2022 году для финансирования строительства завода.
PIF владеет 60% Lucid и по состоянию на август 2023 года инвестировал в компанию не менее 5,4 миллиарда долларов.
«Я не думаю, что Lucid — это проект, в который они (PIF) ввязались, чтобы получить большую прибыль… Это скорее стратегические отношения. Развитие автомобильной экосистемы в королевстве — это огромная победа для них», — сказал Султан.
В прошлом году официальные лица Саудовской Аравии заявили, что надеются, что королевство станет центром производства и поставок аккумуляторов для электромобилей.
Но для этого ему необходимо сырье, в частности, литий, который, как сообщил вице-министр промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халид бин Салех Аль-Мудайфер, был одним из металлов, которые королевство стремилось производить, хотя о запасах не было объявлено.
Роберт Уилт, генеральный директор горнодобывающей компании Maaden, поддерживаемой PIF, сказал, что попытки извлечь литий из соленой воды находятся на пилотной стадии.
«У нас в королевстве развивается автомобильная промышленность, которой потребуются материалы для аккумуляторов для электромобилей. Мы, вероятно, не найдем этого вовремя, поскольку заводы строятся, поэтому нам придется выходить на улицу и добывать их», — сказал Уилт.
Эксперты говорят, что какими бы ни были препятствия, у Саудовской Аравии есть финансы, чтобы их преодолеть.
«Я не сбрасываю со счетов PIF, потому что за ними стоит огромный объем ресурсов», — сказал Энди Палмер, бывший генеральный директор Aston Martin. Он также был главным операционным директором в Nissan, где курировал запуск Nissan Leaf, одного из первых электромобилей массового производства.
«Деньги могут решить практически все, но это будет намного больше денег, чем все думают на первый взгляд», — сказал Палмер.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Переломным моментом для двигателей внутреннего сгорания стал прошлый год — BMW
На китайском рынке электромобилей растет использование LFP-аккумуляторов со сверхбыстрой зарядкой
Как электромобили ускоряют конец нефтяной эры
Почему американцы не могут покупать дешевые китайские электромобили