На фото глава ФРС Джером Пауэлл. Источник: Getty Images, AFP
У рынка процентных ставок есть секретик, который практикующие специалисты называют «волосатым графиком». Его основной частью является процентная ставка Федеральной резервной системы, построенная в виде толстой линии относительно времени на оси X. Из этой толстой линии выходят «волоски»: более тонкие линии, показывающие будущую траекторию процентных ставок, которую рынок ожидает увидеть в каждый момент времени. Этот график наводит на две мысли. Во-первых, кто-то попросил математика нарисовать морского монстра. Во-вторых, коллективная мудрость некоторых искушенных инвесторов и трейдеров абсолютно ужасна при прогнозировании того, куда пойдут процентные ставки.
С тех пор как инфляция начала расти в 2021 году, эти прогнозы в основном были ошибочными. Они либо недооценили готовность ФРС повышать ставки, либо переоценили, как быстро она начнет их снижать. Теперь рынок процентных ставок рассчитывает на быстрое ослабление денежно-кредитной политики, и как это понимать?
Изменения ставки по федеральным фондам
Источник: The Economist
На этот раз все по-другому. Правда. Год назад инвесторы, которые делали ставку на то, что ставки скоро будут снижены, шли против Федрезерва, где люди, принимающие решение, не собирались делать ничего подобного. Затем в декабре центральный банк изменил подход. Снижение ставок сейчас обсуждается, об этом сообщил глава ЦБ Джером Пауэлл. Чиновники предполагают, что их будет три в 2024 году. Рынок же рассчитывает на пять-шесть понижений до конца года. Однако теперь он движется в одном направлении с ФРС, а не против нее. Пауэлл, в свою очередь, может свободно демонстрировать мягкий настрой — инфляция-то упала. Потребительские цены выросли всего на 3.4% за год до декабря по сравнению с 6.5% за предыдущий период.
Тем не менее последние несколько лет показали, насколько охотно инвесторы верят в предстоящие сокращения, и как часто они ошибались. И поэтому стоит задуматься, совершают ли они одну и ту же ошибку снова и снова. Как выясняется, мир, в котором ставки остаются высокими дольше, все еще слишком легко представить.
Взять хотя бы причины снижения инфляции. Нет никаких сомнений в том, что быстрорастущие процентные ставки сделали свое дело, однако куда важнее угасание шоков предложения, которые изначально и толкнули цены вверх. Запутанные цепочки поставок распутались, заблокированные на карантине работники вернулись в строй, а взлетевшие цены на энергоносители вернулись с небес на землю. Другими словами, отрицательные шоки предложения сменились положительными, охладив инфляцию, даже несмотря на восстановление экономического роста.
Тем не менее эффект этих позитивных изменений тоже угасает. Цепочки поставок, будучи распутанными, больше не улучшатся. В США процент людей, участвующих в рабочей силе, вырос с 60% в апреле 2020 года до 63% в августе прошлого года, но с тех пор больше не увеличивался. Между тем цены на энергоносители перестали падать в начале прошлого года. И эскалация конфликтов на Ближнем Востоке, где Америка и Израиль рискуют еще больше втянуться в конфликт с союзниками Ирана, может привести к тому, что цены снова начнут расти. В этих условиях политикам придется усердно трудиться, чтобы обеспечить дальнейшее снижение инфляции.
В то же время, рабочая сила в США не пополняется, а зарплаты продолжают расти. По данным ФРБ Атланты, в четвертом квартале 2023 года медианная почасовая заработная плата была на 5.2% выше, чем годом ранее. После поправки на инфляцию это значительно превышает долгосрочные годовые темпы роста производительности труда, которые со времени мирового финансового кризиса 2007-09 годов не превышали 1%. Разрыв между заработной платой и ростом производительности при прочих равных условиях продолжит подталкивать цены вверх. Для ФРС в этих условиях будет труднее оправдать снижение ставок.
Таким образом вероятность того, что ставки могут оставаться высокими, выглядит более чем правдоподобной, даже если не принимать в расчет геополитические события. В год выборов для Центробанков это непозволительная роскошь. Опасность слишком раннего смягчения денежно-кредитной политики и возвращения инфляции, как это произошло в 1970х годах, уже нависла над ФРС. Во время президентской кампании с участием Дональда Трампа слишком быстрое снижение ставок может иметь еще более серьезные последствия. Неизбежно начнутся крики о том, что чиновники отказались от своего мандата в попытке поддержать экономику и угодить избирателям, насолив тем самым Трампу.
А Трамп вполне может победить, и в этом случае он, вероятно, будет добиваться снижения налогов, финансируемых за счет дефицита, что приведет к еще большему инфляционному давлению и заставит ФРС повысить ставки. Такой сценарий все еще спекулятивная выдумка. Инвесторы не ждут такого исхода. Слабое утешение, когда видишь, как часто они промахивались в своих прогнозах.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot — Новости ProFinance. Ru и события рынка в Telegram