На фото: Qin Plus 2 — гибридные модели с подключаемым модулем фирмы BYD.
Когда Сэм Чжун недавно искал свой первый автомобиль, он протестировал несколько автомобилей с бензиновым двигателем и несколько полностью электрических моделей, прежде чем остановился на подключаемом гибриде Qin Plus от BYD Co. При цене менее 100 000 юаней (13 900 долларов) он соответствует его бюджету, а возможность переключаться между двигателем на батарее и двигателем внутреннего сгорания старой школы. Покупатель может экономить деньги на ежедневных поездках на работу и по-прежнему совершать длительные поездки, не беспокоясь о подзарядке.
«Мне нравится мощность бензиновых автомобилей, и этот автомобиль дает мне отличные впечатления от вождения даже на электричестве», — говорит Чжун, 29-летний житель Гуандуна. «Я очень доволен этим решением».
Растущее предпочтение подключаемых гибридов, которые решают проблему дальних поездок и являются более доступными, чем автомобили с аккумуляторами, привело к тому, что этот сегмент стал двигателем роста китайского рынка электрифицированных транспортных средств, особенно после того, как в конце 2022 года были прекращены национальные субсидии на электромобили.
В прошлом году продажи подключаемых гибридов выросли на 83% по сравнению с 21%-ным ростом электромобилей, работающих только на аккумуляторах. Тенденция сохранилась и в этом году: в январе, традиционно слабом месяце для продаж автомобилей, поставки электромобилей с аккумуляторами упали на 39% по сравнению с декабрем, в то время как поставки подключаемых гибридов упали всего на 16%. Общие продажи автомобилей упали на 14%, согласно данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (PCA).
Ежемесячные регистрации автомобилей в Китае по трансмиссии. Черный цвет на диаграмме — EV: электромобили. Розовый — гибриды. Зеленый — электромобили с увеличенным запасом хода. Источник: Китайский центр автомобильных технологий и исследований.
По данным Китайского центра автомобильных технологий и исследований, электромобили с аккумуляторной батареей по-прежнему превосходят подключаемые гибриды в соотношении более чем в 2 к 1. Но быстрый рост продаж гибридов поднимает вопросы о конечной цели страны — переходе на полностью экологически чистый транспорт.
Растущая популярность подключаемых гибридов также является плохой новостью для таких компаний, как Tesla, Xpeng и Nio, которые производят только полностью электрические автомобили. Их клиенты в основном сосредоточены в крупных, богатых мегаполисах, таких как Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь, где водители пользуются электромобилями. Жители небольших городов и сельской местности, куда производители электромобилей хотели бы проникнуть, похоже, предпочитают более доступные варианты и больший радиус действия.
В 2023 году BYD продала 3 миллиона автомобилей, причем на подключаемые гибриды приходится чуть менее половины от общего числа. BYD разрабатывает свою подключаемую гибридную платформу DM-i почти 20 лет. Четвертое поколение, которое запущено в 2021 году, стало настоящим хитом, помогая BYD стать самым продаваемым автомобильным брендом в Китае в прошлом году. В последнем квартале компания также обогнала Tesla и стала крупнейшим в мире производителем электромобилей.
«BYD является доминирующим игроком — у нее есть оружие, которого нет у Tesla, и это подключаемый гибрид», — говорит Билл Руссо, бывший исполнительный директор Chrysler, который сейчас является главным исполнительным директором Automobility, консалтинговой компании, базирующейся в Шанхае.
Японские автопроизводители также проигрывают. Несмотря на то что они были пионерами гибридных технологий, такие компании, как Toyota Motor и Nissan Motor, не уделяли особого внимания гибридам. Популярные в Японии гибриды оснащены двигателем внутреннего сгорания плюс электродвигателем, который помогает повысить топливную экономичность. Их нельзя подзаряжать от электросети, и они не подпадают под действие местных субсидий или налоговых льгот в Китае. Toyota предлагает в Китае более 20 гибридных моделей и всего два гибридных автомобиля с подключаемым модулем, сообщается на ее веб-сайте.
Еще одним автопроизводителем, который извлек выгоду из использования новых технологий, является Li Auto, чьи модели в основном представляют собой электромобили с увеличенным пробегом, автомобили на батареях с бензиновым двигателем, который включается для подзарядки аккумулятора, когда он разряжается. Ожидается, что 26 февраля пекинский производитель станет первым из трех крупных китайских производителей электромобилей, опередив Xpeng и Nio, которые опубликуют годовую прибыль за 2023 год, когда продажи выросли на 182% до 376 000 автомобилей.
Хотя подключаемые гибриды более экологичны, чем бензиновые автомобили, их растущая популярность может задержать запланированный переход Китая на транспорт с нулевым уровнем выбросов. Подключаемый гибрид выделяет в среднем около 4800 фунтов (2177 килограммов) углекислого газа в год, по сравнению с 6900 фунтами для гибрида и 12 500 фунтами для бензинового автомобиля.
По данным Министерства энергетики США, в то время как электромобили с аккумуляторными батареями имеют нулевые выбросы в выхлопную трубу, в результате их использования может быть выброшено около 2700 фунтов углекислого газа в год в зависимости от источника электроэнергии, который заряжает автомобили.
В руководстве для индустрии электромобилей, опубликованном в 2021 году, Пекин предполагал, что электрифицированные автомобили, включая подключаемые гибриды, составят 25% продаж новых автомобилей к 2025 году, 90% из которых должны приходиться на электромобили с аккумуляторами. Цель в 25% была достигнута в 2022 году, но, по данным PCA, на электромобили с аккумуляторами сегодня приходится 66% продаж электрифицированных автомобилей, а остальная часть приходится на подключаемые гибриды.
Илария Маццокко, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований, говорит, что внедрение электромобилей — это процесс взаимодействия потребителей, производителей и правительства.
«Я думаю, что это своего рода игра, в которой некоторые города могут продолжать корректировать политику и отдавать приоритет электромобилям на аккумуляторах перед подключаемыми гибридами», — говорит эксперт. «Но поскольку компании предлагают надежные и доступные варианты, потребители, как правило, реагируют. Существует спрос на подключаемые гибриды».
Ван Синь, автодилер в Цзянсу, говорит, что заметил возросший интерес к подключаемым гибридам. Количество запросов на подключаемые гибриды и электромобили примерно одинаковое, но интерес к подключаемым гибридам сосредоточен на некоторых популярных моделях, в то время как люди просматривают более разнообразный ассортимент чисто электрических транспортных средств.
«Когда они спрашивали о гибридных автомобилях, их больше всего интересовали цена и расход топлива отдельных моделей, но клиенты обычно начинали с какого-то общего вопроса об электромобилях с аккумуляторной батареей, такого как безопасность и запас хода, когда они принимали во внимание такой тип автомобилей», — говорит он.
Популярность подключаемых гибридов — это не так уж плохо, потому что, по словам Билла Руссо из Automobility, это этап на пути к внедрению электромобилей на аккумуляторах.
«Возможно, невозможно преодолеть весь путь на другой берег реки за один шаг. Подключаемые гибриды находятся на стороне электромобилей. Обычный гибрид находится на стороне двигателя внутреннего сгорания», — говорит он. «Подключаемый гибрид был разработан для того, чтобы дать традиционной автомобильной промышленности, [вокруг которой] вращается множество инвестиций и рабочих мест, возможность почувствовать свой путь через реку, ступив на этот камень».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Блумберг.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Переломным моментом для двигателей внутреннего сгорания стал прошлый год — BMW
Акции Tesla упали на 6% на постмаркете после публикации квартальных результатов
Как электромобили ускоряют конец нефтяной эры
Почему американцы не могут покупать дешевые китайские электромобили
Пекин раскритиковал «протекционистское» расследование ЕС в отношении электромобилей