Западные страны «слишком оптимистичны» в отношении атомных проектов, предупреждает руководитель инженерного отдела

20.03.2024 13:06

Генеральный директор AtkinsRéalis говорит, что перед первым глобальным саммитом по атомной энергетике необходимо более тщательное планирование

 

Западные страны неправильно реализуют проекты в области атомной энергетики, не сумев их спланировать и пытаясь завершить их слишком быстро, предупредил глава AtkinsRéalis, крупнейшего производителя реакторов, работающих на природном уране, перед первым глобальным атомным саммитом на этой неделе.

   Реакторы CANDU компании AtkinsRéalis на атомной электростанции Bruce Power в Онтарио, Канада © Скотт Эванс/AtkinsRéalis


«Клиенты, правительства и мы сами как игроки отрасли. . . мы все становимся слишком оптимистичными. У нас есть склонность к оптимизму в отношении того, что мы сможем выполнить работу быстрее», — сказал Financial Times Ян Эдвардс, исполнительный директор канадской инжиниринговой компании. 

«На самом деле нам, вероятно, следует немного притормозить, потратить больше времени на этап планирования и завершить этап исполнения».


Ядерная энергия все чаще рассматривается как критически важная для перехода к чистой энергии, но строительство реакторов исторически было сопряжено с превышением расходов и задержками, а также опасениями по поводу безопасности и по поводу радиоактивных отходов.


Эдвардс сказал, что ядерная энергетика может «хорошо конкурировать с возобновляемыми источниками энергии», учитывая долговечность атомных электростанций. Но это будет зависеть от выполнения бюджетов и разработки модульных реакторов, что является одной из причин гораздо большего успеха Китая в развитии ядерной энергетики, чем западных стран.


"Повторяемость очень важна", - говорит он. Например, компоненты для каждого типа реакторов должны быть изготовлены по единому проекту, чтобы их можно было развернуть на любой площадке, добавил он.


AtkinsRéalis производит единственный тип реакторов, не требующий обогащенного урана, крупнейшим экспортером которого является Россия. Реакторы CANDU пользуются спросом, поскольку западные страны стремятся уменьшить свою энергетическую зависимость от России после начала конфликта на Украине.

Атомная инженерия составляет около 15 процентов бизнеса AtkinsRealis, но Эдвардс сказал, что это самая быстрорастущая часть компании, которая отнимает у него половину времени. «Спрос, вероятно, превысит нашу способность обеспечить мощности».

Среди атомных проектов, столкнувшихся с задержками, - британский проект Hinkley Point C, проект с двумя реакторами, построенный французской компанией EDF, реализация которого была отложена самое раннее до 2029 года, то есть на четыре года позже, чем планировалось. Затраты выросли с 18 миллиардов фунтов стерлингов до прогнозируемых 46 миллиардов фунтов стерлингов.

Другой проект EDF во Франции, также ориентированный на использование обогащенного урана, нарушает график на 12 лет и превышает первоначальный бюджет более чем в четыре раза. В США стоимость строительства двух реакторов в Джорджии более чем вдвое превышает стартовый бюджет в 14 миллиардов долларов, и они будут завершены как минимум с опозданием на пять лет.

Вялый прогресс Запада в атомной сфере, который резко замедлился после ядерной аварии на Фукусиме в Японии в 2011 году, контрастирует с быстрым развитием атомной энергетики в Китае.

С 1990 года Китай построил 55 атомных электростанций. В стране строятся 22 новые станции и более 70 находятся на стадии планирования, а также наращивается экспорт ядерных технологий.

Эдвардс сказал, что реактор CANDU Monark компании AtkinsRealis, запущенный в ноябре, спроектирован так, чтобы состоять из модулей, которые можно настраивать в зависимости от местоположения.

CANDU — единственный тип ядерного реактора, для которого не требуется обогащенный уран. Это связано с тем, что для контроля и охлаждения реакций используется тяжелая вода, содержащая изотоп дейтерия водорода. Тяжелая вода поглощает меньше нейтронов, чем обычная вода, оставляя больше из них свободными для столкновения с атомами урана и запуска реакции деления, которая высвобождает атомную энергию.


«Это определенно является отличительной чертой продаж. . . В краткосрочной перспективе вопрос энергетической безопасности из-за российского обогащенного урана является проблемой», — сказал Эдвардс.


Согласно анализу экологической неправительственной организации «Беллона», импорт российского обогащенного урана в ЕС увеличился более чем вдвое после начала конфликта на Украину. Но чиновники ЕС заявили, что это во многом связано с тем, что страны с реакторами советской эпохи накапливают запасы поставок из опасения, что Россия может их отключить.

Эдвардс сказал, что опасения по поводу изменения климата подпитывают возобновление интереса к ядерной энергетике после Фукусимы.

Американские уранодобывающие компании возродились благодаря спросу на топливо для АЭС после начала СВО на Украине.

Бельгия, которая в четверг примет первый саммит Международного агентства по атомной энергии в Брюсселе, первоначально планировала закрыть два своих новейших реактора в 2025 году, но в декабре подписала соглашение с оператором Engie о продлении их срока службы на 10 лет.

На саммите примут участие президент Франции Эммануэль Макрон, посланник США по вопросам климата Джон Подеста и президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. По словам официальных лиц, участники подпишут декларацию, обязывающую их увеличить инвестиции в существующие и новые ядерные технологии.

На климатической конференции ООН COP28 в Дубае в декабре 22 страны, включая Канаду, США и Великобританию, подписали обязательство утроить выработку атомной энергии к 2030 году.

Подготовлено ProFinance.ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Цены на уран достигли 12-летнего максимума на фоне расцвета атомной энергетики

Запад хочет восстановить атомную отрасль, но ему не обойтись без России