Как бы ни желали этого скептики американского влияния или одинокие быки по иене, от господства доллара никуда не деться. Доллар часто отступал, но затем снова сметал все на своем пути. Возможно, эта устойчивость продлится недолго, но пока она сохраняется, она напоминает миру, некогда трепетавшему перед восхождением Китая, что США - это главная экономическая сила. Просто спросите об этом любого главу центрального банка, которые только и задаются вопросом, каким будет следующий шаг Федеральной резервной системы не меньше, подстраивая свою ДКП под курс ЦБ США. О суверенитете в этом аспекте если и можно говорить, то только об относительном.
События, которые могли бы вызвать коррекцию курса, прошли почти незаметно: решение Японии покончить с восьмилетним периодом отрицательных процентных ставок не нашло отклика на рынках; министр финансов страны провел вербальную интервенцию с целью укрепления иены, а трейдеры оценивают перспективы реальной интервенции со стороны Токио. Даже прогнозы о снижении ставок ФРС не помогают: снижение ставок, скорее всего, будет происходить синхронно между крупнейшими властями, что не позволит ни одной из основных валют обогнать доллар. Этот год должен был стать годом падения доллара, но его индекс закончил первый квартал более чем уверенно.
Это краткосрочная перспектива. Рынки колеблются, и у валют, как и у рынков акций и облигаций, бывают хорошие годы и бывают периоды, когда все складывается не так радужно. Но оживление последнего квартала - и последних нескольких лет - основано на чем-то большем, чем разница в ставках. Более длительная история укрепления доллара - это история о том, как валюта каждые несколько лет преодолевает вызов за вызовом. В конце 1990-х годов предполагалось, что грядущий евро будет соперничать с долларом. Через пару лет дефицит текущего счета стал тотемом всего, что было не так. (Когда я вел валютные новости Bloomberg в начале 2000-х годов, самой распространенной причиной тяжелого торгового дня для доллара был дефицит торгового баланса. На втором месте стояло мнение, что США по-тихому отказались от политики сильного доллара, разработанной при администрации Клинтона.)
Затем последовал крах субстандартного кредитования и количественное смягчение, а за ним - предполагаемый рост китайского юаня. Тревога дня сегодняшнего: агрессивное использование санкций, которые, по мнению критиков, приведут к глобальной дедолларизации. Как будто остальной мир ищет спасителя каждые несколько лет. По мнению Стивена Б. Камина, бывшего руководителя отдела международных финансов ФРС, и Марка Собела, занимавшего пост заместителя помощника министра финансов США, утверждения о том, что доллар будет уничтожен, слишком раздуты.
Сильная позиция. Доллар США отразил множество угроз своему господству. Источник: Bloomberg
Камин и Собел пишут, что доминирование доллара встроено в глобальную экономическую систему таким образом, что это трудно изменить. Даже если его курс снизится по отношению к другой валюте, бакс останется первым среди равных. А потенциальная потеря доступа к рынкам США и американской банковской индустрии будет означать, что санкции по-прежнему имеют большое значение. Валюта остается жизненно важным геополитическим активом как для Вашингтона, так и для его союзников.
Дуэт утверждает, что вопрос о том, останется ли доллар на вершине - неправильный. Лучше спросить, сохранятся ли факторы, которые поддерживали его на командных высотах. Они уверены, что так и будет, но добавляют леденящую душу оговорку: самым большим риском для доллара могут стать сами США.
"Доминирование доллара - не самоцель", - пишут Камин и Собел в статье для Американского института предпринимательства. "Скорее, это критическое напоминание о необходимости проводить разумную политику, чутко реагировать на ситуацию внутри страны и сохранять доверие в мире". (В прошлом месяце они обсудили эту тему в подкасте Macro Musings).
Доллар является стратегическим активом, который часто упускается из виду в геополитических дискуссиях. Эти дискуссии, как правило, сосредоточены на таких вопросах, как Южно-Китайское море и угрозы Дональда Трампа в адрес партнеров по договору. Экономический порядок под руководством США, ядром которого является доллар, также не является результатом победы во Второй мировой войне. Родившись в 1913 году, ФРС стала важным закулисным игроком в Великой войне. В 1916 году, когда президент Вудро Вильсон пытался установить мир между союзными и центральными державами, ФРС забеспокоилась, что американские банки слишком вкладываются в перспективы триумфа Великобритании и Франции, в чем отнюдь нельзя было быть уверенным. Центральный банк предостерег американских кредиторов от чрезмерных вложений, что привело к падению европейских рынков, пишет Филип Зеликоу в книге "Неизведанный путь" (The Road Less Traveled: The Secret Turning Point of the Great War, 1916-1917. Союзные державы понимали, что вскоре им будет трудно финансировать войну.
Вильсон надеялся, что, надавив на них, он сможет добиться урегулирования. Его усилия пошли прахом после того, как Германия возобновила неограниченную подводную войну в Атлантике, и США присоединились к конфликту. ФРС изменила свою позицию, и помощь снова стала поступать - щедро. И не зря: денежные резервы Британии были опасно близки к исчерпанию. Эстафета монетарного лидерства была передана.
Давайте поприветствуем гринбек, более полезный, чем авианосец, и имеющий большую продолжительность жизни. . Если и произойдет исторический отход от этого правила, то вряд ли это будет что-то столь же очевидное, как поворот в текущем цикле процентных ставок. Это может быть что-то более тонкое, хотя и очевидное в ретроспективе. На данный момент лучше оставить прогнозы о падении доллара при себе.
Дэниел Мосс - обозреватель Bloomberg Opinion, освещающий экономику стран Азии. Ранее он был исполнительным редактором по экономике в Bloomberg News.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Евро не может вечно бросать вызов гравитации
Победа Трампа будет хорошей новостью для доллара, но это не точно