Оранжевая линия — маршрут через Европу. Синяя линия — маршрут по Северному морскому пути, который пока недоступен круглогодично.
С начала военного конфликта на Украине Европа и ее союзники искали способы ограничить доходы России от использования ископаемого топлива, не повышая при этом цены на энергоносители для своих граждан. Последний план: запретить использование портов Европейского союза для реэкспорта сжиженного природного газа.
Российский производитель ПАО «Новатэк» использует порты ЕС для перегрузки арктического топлива с судов ледового класса на обычные танкеры.
Хотя перекрытие доступа не помешает поставкам грузов в Европу, где импорт СПГ из России после начала российско-украинского конфликта, действительно, увеличился, это затруднит их дальнейшую отправку в третьи страны Азии, что может вызвать недовольство ключевых покупателей, таких как Китай или Индия.
Политики ЕС обсуждают этот шаг в рамках своего 14-го пакета санкций против России. Хотя это и не прямой запрет, это будет первый случай, когда Европа введет конкретные меры против российского СПГ.
В случае одобрения эта мера может привести к тому, что в Европе будет циркулировать еще больше российского топлива. Это также, вероятно, вызовет проблемы с заключением контрактов европейскими логистическими фирмами и политическую реакцию со стороны других стран-покупателей газа.
Какие именно санкции будут введены?
Для оптимизации транспортных расходов арктический проект «Ямал СПГ», возглавляемый «Новатэком», использует порты Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции для перегрузки грузов со своих 15 судов ледового класса на обычные танкеры. Как правило, прибывающее судно выгружается на терминале, а обычный перевозчик СПГ загружается примерно в одно и то же время. Из-за санкций это будет невозможно.
Для «Ямал СПГ» порты Европы необходимы для того, чтобы узкоспециализированные суда могли вернуться на арктический завод, где условия слишком суровы для обычных судов. Данные отслеживания судов показывают, что в некоторые месяцы в Европе переваливается до восьми российских грузов, хотя их количество варьируется и значительно снижается летом и осенью, когда на Северном морском пути через Арктику становится меньше льда и обеспечивается более быстрый доступ в Китай.
Что это будет означать для европейских закупок СПГ?
По данным консалтинговой компании Energy Aspects Ltd., импорт российского СПГ в ЕС в прошлом году составил 14,4 млн тонн. Объемы перевалки, при которых осуществляется поставка топлива, составили 2 млн тонн. Вероятный сценарий заключается в том, что запрет приведет к тому, что эти дополнительные объемы останутся заблокированы, где доля российского СПГ уже составляет около 13%.
Например, «Новатэк» мог бы разгружать грузы, предназначенные для Азии, в Европе и использовать географические свопы, сказал Джеймс Уоддел, глава европейского газового и глобального отдела СПГ в Energy Aspects. Это означает, что он мог бы поставлять газ азиатским потребителям из других стран.
В результате «европейские правительства могут быть обвинены в том, что они наращивают поставки российского СПГ, заявляя при этом, что пытаются их минимизировать», — сказал Уоддел.
Пострадает ли производство СПГ в России?
Санкции еще больше усложнят логистику перевозок для России и вынудят специализированные суда следовать более длинными маршрутами.
Мировые суда уже избегают заходов в Красное море после нападений йеменских хуситов, что вынуждает их прокладывать маршруты вокруг Африки.
Перевозка грузов с «Ямал СПГ» напрямую в Азию увеличит расходы на перевозку и логистику, а также задержит ледоколы на более длительный срок.
У России есть несколько альтернатив: она осуществляет перевалку с судна на судно вблизи Мурманска, что может быть использовано для освобождения судов арктического класса. Летом, когда тают льды и различные суда могут заходить на завод, Россия также может воспользоваться Северным морским путем.
Если альтернативные механизмы доставки не сработают, экспорт российского СПГ может сократиться. Но страна проявила немалую изобретательность в обходе западных санкций в отношении нефти.
Что этот запрет будет означать для азиатских потребителей?
По данным Energy Aspects, экспорт российского СПГ азиатским покупателям может сократиться или подорожать из-за более высоких затрат на транспортировку.
В крайнем случае, «если „Новатэк“ не сможет перестроить свою логистику, и экспорт российского СПГ будет приостановлен, Европа расторгнет российский контракт с Китаем на поставку 3 млн тонн в год, что может вызвать политическую реакцию со стороны Китая», — сказал Уоддел.
Использование Северного морского пути или мурманской перевалки также будет зависеть от ледовой обстановки, что приведет к переносу поставок в Азию на вторую половину каждого календарного года, добавил он.
Как это повлияет на европейские компании?
Европейские компании, например, германская государственная Securing Energy for Europe GmbH, Shell Plc и TotalEnergies SE, используют перевалку ямальских грузов в Зебрюгге и Монтуаре, согласно контрактной базе, опубликованной глобальной группой импортеров.
Срок действия этих контрактов истекает только в 2038 и 2041 годах, что потенциально может привести к уведомлениям о форс-мажорных обстоятельствах или контрактным спорам, если перевалка будет запрещена.
Например, SEFE нуждается в объемах перевалки «Ямал СПГ» в Зебрюгге для выполнения своего долгосрочного контракта с индийской компанией GAIL Ltd. Ранее в этом году глава немецкой компании заявил агентству Bloomberg, что поставки с Ямала могут остаться на континенте, если это будет дешевле с точки зрения логистики, а газ для GAIL будет поставляться из других источников. В SEFE заявили, что следят за развитием событий, и отказались подробно комментировать потенциальное влияние пакета санкций.
Будут ли другие проигравшие?
Одним из крупнейших проигравших может стать компания Fluxys SA, которая управляет терминалом сжиженного природного газа в Зебрюгге. Компания построила на терминале специальный резервуар для хранения в рамках 20-летнего контракта с Yamal Trade, торговым подразделением «Ямал СПГ».
По одной из рыночных оценок, терминал может объявить о форс-мажорных обстоятельствах в случае введения санкций в отношении перевалки или столкнуться со штрафными санкциями в размере 1 млрд евро (1,1 млрд долларов), если он не сможет предоставлять услуги Yamal Trade в течение оставшегося срока действия контракта. Представитель Fluxys сказал, что неясно, на что именно будут распространяться санкции, и поэтому невозможно оценить их точное воздействие.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
QatarEnergy покупает в Китае суда для перевозки СПГ