34,6 триллиона долларов – это много? Она кажется еще больше, когда вы видите ее до последнего доллара, как на часах National Debt Clock в Нью-Йорке (которые теперь можно найти, если вы вдруг окажетесь в Мидтауне и задумаетесь, куда они делись, на улице Anita's Way, которая соединяет 42-ю и 43-ю улицы между Бродвеем и Шестой авеню) или на сайте FiscalData Министерства финансов (где она указана до цента). Даже в пересчете на долю валового внутреннего продукта - около 120 % - валовой долг выше, чем когда-либо в истории США, за исключением первых нескольких кварталов пандемии Ковид-19.
Но, как отмечает Роберт Берджесс, долговые рынки не ведут себя так, будто 34,6 триллиона долларов или 120% - это очень много. Инвесторы подали заявки на сумму, примерно в 2,5 раза превышающую объем 3-, 10- и 30-летних облигаций, предложенных на квартальном аукционе по рефинансированию Министерства финансов на прошлой неделе, - в том же диапазоне, в котором это соотношение находится с 2016 года, и выше, чем в некоторые периоды конца 1990-х и начала 2000-х годов, когда США имели профицит.
Беспокойства нет. Казначейство США постоянно получает заказы на покупку примерно в 2,5 раза большего количества 10-летних облигаций, чем выставляет на аукцион. Источники: Казначейство США, Bloomberg
Почему кредиторы так спокойно относятся к большой долговой нагрузке США? Во-первых, пишет Боб, растут только государственные займы. Домохозяйства, финансовые учреждения и другие предприятия сократили долговую нагрузку, в результате чего общий долг США снизился до 334 % ВВП с пика в 368 % в 2009 году. С другой стороны, инвесторам нужно куда-то девать все новые деньги, созданные центральными банками по всему миру во время пандемии (около 21,5 триллиона долларов США, Китая, еврозоны, Японии и восьми других крупных развитых экономик), и США остаются стандартным вариантом для тех, у кого есть деньги, которые нужно куда-то девать.
Интересно еще и вот что. Десятилетиями предсказывали, что евро вытеснит доллар в качестве безопасной гавани для инвесторов, но этого все никак не происходит. Одной из многих причин может быть то, что Европейский союз, в отличие от входящих в него стран, до сих пор не считается полноценным эмитентом государственных долговых обязательств. Поставщики эталонных ценных бумаг с фиксированной доходностью MSCI Inc. и Intercontinental Exchange Inc. сейчас рассматривают возможность переклассификации облигаций ЕС в суверенные из наднациональных. Этот шаг, по словам Маркуса Эшворта, необходим для того, чтобы долговые обязательства ЕС - выпущенные в больших количествах впервые во время пандемии - стали желанным активом, а не просто проблемой.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Мусорные облигации развивающихся рынков демонстрируют лучшие результаты на рынках суверенного долга