США поставили на якорь почти весь российский «теневой флот»

20.05.2024 13:53

Тридцать девять судов по-прежнему находятся под санкциями за нарушение ценового ограничения. Большинство из них бездействуют от трех до шести месяцев

 

Десятки танкеров остаются без дела спустя несколько месяцев после введения санкций Министерством финансов США, что свидетельствует о возможностях США нарушить цепочку поставок нефти Москвой, если они того пожелают.

С октября 40 судов, участвующих в торговле российской нефтью, были добавлены в список организаций, на которые распространяются санкции Министерства финансов США, в основном за нарушение ценового лимита.

Только одно из них, СКФ "Приморье", забрало груз с момента включения в список. Если ему удастся без проблем выгрузить всю нфть, которую везет корабль, это может побудить Россию снова использовать больше таких судов.

Санкции и ограничение цен, введенные против России, подвергались критике за то, что Москве было слишком легко их обойти, учитывая, насколько большими оставались потоки сырой нефти из страны. Однако бездействие флота показывает, что, когда меры принимаются против отдельных судов, они могут быть эффективными.

Двадцать одно судно из 40 принадлежит российской государственной судоходной компании ПАО "Совкомфлот". Большинство из остальных 19 судов контролируются компанией Hennesea Holdings Ltd., базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах.

Попавшие под санкции суда составляют лишь малую часть теневого флота, который был создан с помощью прокси-компаний, чтобы обойти ограничения G7 на судоходные услуги.

   Находящиеся под санкциями танкеры "Совкомфлота" у берегов Владивостока и Находки 16 мая 2024 года

Одно из 40 судов, принадлежащее турецкой компании Yasa Golden Bosphorus, было исключено из списка в апреле, что позволило ему воспользоваться международными стандартными услугами, такими как страхование. После исключения из списка судно загрузило груз американской нефти, но по-прежнему стоит на якоре у побережья Техаса.

Остальные суда, попавшие под санкции, простаивают и пустуют, разбросанные по всему миру, согласно данным отслеживания судов, собранным Bloomberg.

Восемь танкеров "Совкомфлота" находятся у российских портов Владивостока и Находки в Тихом океане, где некоторые из них стоят уже пять месяцев. Один из них, стоявший там на якоре, направился пустым обратно к Суэцкому каналу, а другой был отправлен в ремонтный док в Китае.

Второе скопление простаивающих под санкциями танкеров "Совкомфлота" находится в Черном море.

Вскоре после прибытия каждый из них, судя по всему, отключил транспондеры, сообщающие цифровым системам слежения, где они находятся. Однако, учитывая, что судам придется подавать сигналы, если они пройдут через узкий турецкий пролив Босфор, чтобы покинуть Черное море, все они почти наверняка все еще находятся в этом районе.

   Танкеры "Совкомфлота", попавшие под санкции, в Черном море

Первый из семи судов флотилии прибыл в декабре. Последний танкер прибыл в начале этого месяца, доставив последний груз нефти в Китай, который он загрузил в тихоокеанском порту Козьмино за несколько дней до того, как попал под санкции в феврале.

Три других судна компании, попавших под санкции, находятся на Балтике. Два из них стоят на якоре у экспортного терминала в Усть-Луге. Другое находится дальше на западе, у берегов Эстонии, где оно стоит с конца февраля.

   Находящиеся под санкциями танкеры "Совкомфлота" в Балтийском море 17 мая 2024 года

18 танкеров Hennesea, попавших под санкции, также, по-видимому, простаивали, поскольку большинство из них были добавлены в список Казначейства в январе, а один уже был назван в предыдущем месяце. Как и их коллеги из "Совкомфлота", эти суда скопились в небольшом количестве мест.

Десять из них находятся у берегов Китая и Южной Кореи, в том числе два - в ремонтных доках.

   Танкеры Hennesea, попавшие под санкции, у берегов Китая и Южной Кореи 17 мая 2024 года

Большинство остальных танкеров находятся у Порт-Саида в восточной части Средиземного моря, где некоторые из них стоят уже более трех месяцев.

Подмена сигнала, когда системы слежения получают неверный сигнал о местонахождении, на короткое время привела к тому, что несколько таких судов оказались в различных региональных аэропортах. Например, 17 мая судно Sensus появилось на рулежной дорожке бейрутского аэропорта имени Рафика Харири в Ливане. Другие недавние сигналы также привели суда в аэропорт Каира.

Единственный из танкеров Hennesea, попавших под санкции, который, судя по всему, может быть активен, - это танкер LR2 Apus. Он покинул Порт-Саид в конце марта и прибыл в Персидский залив в середине апреля. Затем он провел несколько дней, двигаясь со скоростью менее 1 узла в районе иранского нефтяного месторождения Соруш, после чего направился в Хор-Факкан в ОАЭ, где его в последний раз видели в конце апреля.

Кроме того, по меньшей мере 10 танкеров "Совкомфлота", попавших под санкции, были переименованы и переведены под российский флаг.

Согласно данным, пять танкеров Hennesea также работают под новыми именами, все они теперь ходят под флагом Эсватини. Эта крошечная страна на юге Африки, ранее известная как Свазиленд, стала одной из последних, предложивших услуги по регистрации судов.

Названия танкеров часто меняются после введения санкций, чтобы исключить суда из санкционных баз данных. Их можно отследить по уникальным цифровым идентификаторам, которые не меняются.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Банки в Китае, ОАЭ и Турции стали задерживать или отказывать в платежах за российскую нефть — источники Reuters

При поставках нефти в Индию Россия обходит санкции быстрее, чем США их вводят

Новые санкции сближают Россию и Китай

Из-за проблем с оплатой российской нефти Индия наращивает закупки в Саудовской Аравии и Западной Африке