Год спустя после после экономического поворота инфляционный кризис не утихает в Турции

22.05.2024 11:46

Ожидания потребителей относительно дальнейшего роста цен представляют собой ключевую проблему для центрального банка в сдерживании роста цен

 

 

За полчаса до полудня солнечным утром в Стамбуле десятки людей стояли в очереди в забегаловку с логотипом в виде сердца, покачивающегося в чаше.

На доске мелом было начертано меню: томатный суп, тушеная зеленая фасоль и мясо с выпечкой. Закусочная kent lokantası, тип закусочной, субсидируемой городом, заполнилась сразу после открытия в 12 часов дня.


«Это место предназначено не только для безработных или обездоленных. . . В другом месте мне пришлось бы заплатить 200 турецких лир (6,25 доллара США) за еду, которая здесь стоит 40 турецких лир», — сказал Хасан, 53-летний курьер, который ест там каждый день.


Хусейн, 67-летний пенсионер, говорит, что если бы не kent lokantası, ему пришлось бы несладко: "Я не могу позволить себе свежие фрукты или мясо. Цены меняются каждый раз, когда я иду на рынок", - говорит он.


По словам заместителя генерального секретаря городской администрации Эрдала Челала Аксоя, в 14 стамбульских kent lokantası ежедневно подается около 1000 блюд по цене TL40. По его словам, муниципалитет субсидирует стоимость еды на две трети. Рестораны были введены в 2022 году на фоне длительного инфляционного кризиса, когда инфляция достигла пика, превысив 85 процентов. Но спустя два года спрос на них все еще настолько высок, что Стамбул планирует открыть еще два десятка заведений.

Популярность kent lokantası подчеркивает, что правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана изо всех сил пытается усмирить безудержную  инфляцию спустя год после начала масштабной экономической реформы.

Центральный банк Турции повысил свою основную процентную ставку до 50 процентов с 8,5 процента с тех пор, как в июне прошлого года началась экономическая реформа под руководством министра финансов Мехмета Шимшека. Максимальная месячная процентная ставка по кредитным картам - популярному способу заимствования для испытывающих нехватку денег потребителей - с июня прошлого года выросла втрое, до 4,25 процента.

Правительство также повысило налоги и дало понять, что не будет больше повышать минимальную зарплату в этом году после 49-процентного повышения в январе. На прошлой неделе оно пообещало сократить государственные расходы на все, начиная от иностранных автомобилей для правительственного автопарка и заканчивая строительством новых правительственных зданий.

Программа Эрдогана вызвала одобрение со стороны инвесторов. Но она еще не принесла дивидендов туркам, которые сталкиваются с инфляцией почти в 70 процентов, ростом стоимости займов и сокращением стимулирующих мер, которые в последние годы притупляли влияние роста цен.


"Это горькое лекарство", - сказала Сельва Демиральп, бывший экономист Федеральной резервной системы США, ныне работающий в Университете Коч в Стамбуле. Пенсионеры и люди с низкими доходами "больше всего заплатят за борьбу с инфляцией", добавила она.


Цель Шимшека - подавить затяжной инфляционный кризис, вызванный прежней политикой Эрдогана, в основе которой лежала неудачная ставка на то, что низкие процентные ставки будут подавлять, а не вызывать высокую инфляцию.

Ранее в этом месяце Эрдоган пообещал, что при реализации новой политики «пути назад не будет», давая понять, что правительство не будет предоставлять «временное облегчение», как оно делало в прошлом, включая огромные подачки перед его переизбранием в мае 2023 года.

Новая программа Турции постепенно восстанавливает доверие международных управляющих фондами, которые за последний год влили почти 10 млрд долларов в турецкие акции и государственные долговые обязательства, деноминированные в лирах, как показывают данные центрального банка. Рейтинговые агентства S&P Global Ratings и Fitch Ratings повысили рейтинг Турции в этом году, в то время как высокие ставки охлаждают рост кредитования.

Однако ситуация в продуктовых магазинах и торговых центрах пока не отражает этого улучшения. Мясник в рабочем районе Стамбула Фатих продает говяжий фарш по 640 лир за килограмм, что примерно вдвое дороже, чем год назад. "Число наших покупателей сократилось до минимума. Те, кто приходит, покупают полкило или 250 граммов, а раньше покупали килограмм, чтобы дать детям немного белка", - говорит владелец магазина Экрем.

Хаджер Фогго, основатель исследовательской группы Deep Poverty Network, заявил, что Турция рискует попасть в «спираль бедности», поскольку порог голода, оцененный профсоюзами в прошлом месяце в 17 725 турецких лир в месяц на семью из четырех человек, поднялся в апреле выше минимальной заработной платы, составляющей около 17 000.


«Работающие бедняки. . . не могут удовлетворить основные потребности в питании, жилье, здравоохранении и транспорте», — сказала она.


Многие потребители по-прежнему сомневаются в успехе новых экономических мер, наблюдая, как центральный банк не достигает целевого уровня инфляции каждый год с 2011 года. Избиратели восстали против затянувшегося инфляционного кризиса на местных выборах в марте этого года, которые принесли правящей партии Эрдогана "Справедливость и развитие" самое крупное поражение с момента ее основания два десятилетия назад.


"Инфляционные ожидания сохраняются из-за подрыва доверия в последние годы. Финансовые рынки, похоже, частично купились на историю с дезинфляцией, но когда речь идет об ожиданиях домохозяйств и малых предприятий, все становится сложнее", - говорит Хакан Кара, профессор Университета Билкент, который ранее был главным экономистом Центрального банка Турции.


Центральный банк Турции заявил ранее в этом месяце, что ожидает снижения годового уровня инфляции до 38 процентов к концу года после пика около 75 процентов в этом месяце. Однако исследование, проведенное центральным банком, показывает, что потребители ожидают, что через год уровень инфляции достигнет 80 процентов. Более 90 процентов потребителей, участвовавших в отдельном опросе Университета Коча, заявили, что сейчас самое время покупать товары длительного пользования, что свидетельствует о том, что они считают, что цены будут продолжать расти.

По мнению экономистов, такие ожидания являются ключевой проблемой для центрального банка в сдерживании роста цен, поскольку они приводят к увеличению спроса, способствуя спирали постоянно растущих цен.

Демиральп заявил, что "нынешний уровень ужесточения недостаточен", как с точки зрения монетарной, так и фискальной политики, чтобы центральный банк смог достичь своей цели. Прогнозы центрального банка, сделанные ранее в мае, предполагали, что темпы экономического роста по итогам года составят примерно 2,1 процента, что намного быстрее, чем оценки, опубликованные в феврале.


"Экономический рост должен замедлиться еще больше, чтобы инфляция вышла на желаемый уровень", - сказал Кара, добавив: "Главный вопрос заключается в том, хватит ли властям терпения, чтобы выдержать политические последствия этого тяжелого процесса стабилизации".


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

За год по апрель цены в Турции выросли почти на 70%

Турецкая лира растет после неожиданного повышения ставки ЦБ

Инфляция в Турции снова резко подскочила, приблизившись к 65%

Турецкая лира упала до абсолютного минимума