ЕС готовит запрет на поставки в Россию западных автомобилей класса люкс через Беларусь

23.05.2024 09:11

Москва использует лазейку, позволяющую белорусским автодилерам обходить санкции

 

Евросоюз готовится ужесточить санкции против Беларуси и закрыть лазейку, которая позволяла Москве импортировать роскошные автомобили и другие западные товары, запрещенные в России в ответ на СВО на Украине.

   Автосалон Lamborghini в Москве © Alexander Sayganov/SOPA Images/Reuters

Блок уже ввел несколько раундов санкций против белорусского президента Александра Лукашенко за поддержку российского президента Владимира Путина при реализации политики в отношении Украину. Но ограничения в отношении Беларуси были слабее, чем в отношении России, что позволило РФ использовать своего союзника в качестве черного хода для западных товаров, предназначенных для использования в военных действиях, а также предметов роскоши.

Новые ограничения, обсуждаемые странами-членами ЕС, направлены на то, чтобы "минимизировать риск обхода", говорится в проекте, с которым ознакомилась Financial Times.

Новые санкции запретят экспорт в Беларусь и через нее технологий и товаров, которые могут иметь военное назначение, а также сжиженного природного газа. ЕС также прекратит импорт алмазов из Беларуси, что будет зеркальным отражением недавнего запрета на камни российского происхождения.

Если новые санкции будут приняты 27 странами-членами блока, одним из основных потоков, который будет остановлен, станут автомобили класса люкс. При нынешней системе европейские автопроизводители могут продавать свои дорогие машины в Беларусь, но не в Россию.

Ежемесячный поток автомобилей и запчастей к ним из стран ЕС в Беларусь вырос с $50 млн в январе 2022 года до $268 млн в январе 2024 года. В настоящее время это крупнейший компонент экспорта между ЕС и Беларусью, который в основном поступает из Германии и Польши.

 

Наибольший рост экспорта был зафиксирован в самых дорогих категориях автомобилей - тех, которые попали под санкции ЕС в отношении России. Таможенники ЕС считают, что белорусские компании стали ключевой частью российских контрабандных цепочек, поставляющих в Москву новейшие западные автомобили.

Согласно российским документам, один Rolls-Royce Cullinan Black Badge, построенный в конце 2022 года, был зарегистрирован как поступивший в Россию через белорусский источник. Автомобиль, стоимость которого в документах указана как 630 000 долларов, оказался в России через девять месяцев после выхода с завода.

Из тех же торговых данных следует, что в 2023 году через белорусских поставщиков в Россию поступило не менее 28 Maybach, люксового бренда, принадлежащего Mercedes-Benz. Средняя цена этих автомобилей составляет 217 000 долларов.


"Для россиянина купить машину в Беларуси - не проблема", - заявила FT премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните.


По ее словам, небольшая таможенная служба Литвы с трудом справляется со "сложной" системой запрещенных товаров при досмотре грузов, направляющихся в соседнюю Беларусь, а предотвращение обхода санкций является "очень тяжелой работой".

По словам Вильнюс, в 2023 году таможня 39 000 раз отказывала в оформлении грузов и направила более 15 000 отчетов о рисках в другие страны-члены, ссылаясь на потенциальные нарушения санкций.

Различия в двух режимах санкций оставили "очень явные дыры", сказала Шимоните.

И Шимоните, и министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский настаивают на том, чтобы ЕС не ограничивался текущими переговорами о согласовании санкций по отдельным секторам.

По их словам, лучший способ гарантировать, что Россия больше не сможет использовать более слабые санкции Беларуси, - это полное согласование двух ограничительных режимов.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

США резко повышают тарифы на импорт китайских электромобилей и полупроводников

Новые санкции сближают Россию и Китай