Изображение создано с помощью нейросети Кандинский.
Россия может построить «темный флот СПГ» для транспортировки природного газа перед лицом западных санкций, взяв за основу собственную стратегию по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов, заявил 23 мая судовладелец Flex LNG.
В то время как существующие санкции на поставку российского СПГ были ограниченными и сосредоточены в основном на ограничениях для покупателей, США и Великобритания ввели санкции в отношении проекта «Новатэка» «Арктик СПГ 2» с общей запланированной производственной мощностью 19,8 млн тонн в год. В настоящее время ЕС обдумывает аналогичные меры, которые могли бы расширить ограничения и включить реэкспорт существующих поставок российского СПГ из своих портов.
Разработчики проекта «Арктик СПГ 2» изначально планировали построить 21 ледокольный газовоз Arc7, специализирующегося на работе в ледовых условиях, но строительство судов водоизмещением 172,6 тыс. кубометров было затруднено из-за санкций, и их судьба оказалась неопределенной.
«Арктик СПГ-2», первоначально запланированный к вводу в эксплуатацию поэтапно, между 2023 и 2026 годами, не смог начать производство СПГ из-за нехватки ледокольных судов и может использовать существующий тоннаж для удовлетворения экспортных потребностей, предположил Flex в своем ежеквартальном отчете.
В настоящее время проект «Ямал СПГ» компании «Новатэк» обслуживают около 15 ледокольных судов-газовозов. Потенциальный сценарий заключается в том, что эти суда также будут перевозить грузы с «Арктик СПГ 2» в незамерзающие воды для перевалки на обычные суда, которые затем отправятся зарубежным покупателям. Это приведет к увеличению спроса на танкеры СПГ, особенно если предложенные ЕС санкции в отношении российского СПГ также будут одобрены.
Поскольку активность покупок подержанных старых судов с участием непрозрачных фирм возросла, генеральный директор Flex Ойстейн Каллеклев заявил на телеконференции: «Потенциально это может стать началом формирования темного флота СПГ… Им придется больше осуществлять перевозки между двумя судами».
TradeWinds сообщила, что малоизвестные компании, базирующиеся во Вьетнаме, Китае и ОАЭ, в последнее время скупали старый тоннаж, причем некоторые сделки заключались по высоким ценам.
«[Они] могут поглощать часть тоннажа паровых турбин, которые в противном случае были бы отправлены на утилизацию», — сказал Каллеклев.
Санкционированные сделки
Сообщалось о продажах подержанных газовозов даже несмотря на то, что Россия накопила большое количество нефтяных танкеров через подставные компании или в координации с непрозрачными фирмами, многие из которых базируются в других странах, чтобы обойти западное нефтяное эмбарго и ценовой потолок G7, по мнению участников рынка и правительственных чиновников.
Совместное исследование S&P Global Commodity Insights и S&P Global Market Intelligence показало, что по состоянию на апрель западные власти либо подтвердили, что 591 танкер нарушил санкции, либо подвергался высокому риску их нарушения, что составляет чуть более 10% мирового торгового флота.
«Россия планирует сделать нечто подобное тому, что мы видели в сфере нефти и нефтепродуктов», — сказал Каллеклев.
Предупреждение компании, зарегистрированной в Осло и Нью-Йорке, прозвучало на фоне обсуждения ЕС 14-го пакета санкций против Москвы, который может включать меры, направленные на ограничение реэкспорта российского СПГ, прибывшего в порты ЕС, на другие рынки. Неясно, будет ли такая мера нацелена на передачу грузов с корабля на судно, которая может осуществляться в международных водах.
По данным Европейской комиссии, объем закупок российского газа и СПГ в ЕС упал со 155 млрд куб. м в 2021 году до 80 млрд куб. м в 2022 году и всего до 43 млрд куб. м в прошлом году. Но на данный момент нет общеевропейского запрета на импорт из России, поскольку государствам-членам будет разрешено самостоятельно решать, как ограничивать уровни импорта.
Даже если ЕС значительно сократит закупки российского СПГ, грузы пойдут к «желающим покупателям» в Бразилии, Индии, Китае и Южной Африке, что приведет к увеличению расстояний плавания судов, сказал Каллеклев. В этом сценарии спрос на тонно-мили может увеличиться.
Platts, входящая в Commodity Insights, 23 мая оценила фрахтовую ставку для трехтопливного дизель-электрическогоСПГ-перевозчика в Атлантике в 36 500 долларов в день, а для двухтактных перевозчиков — в 47 500 долларов в день.
DFDE (Двухтопливный дизель-электрический двигатель). TFDE (Трёхтопливный дизель-электрический двигатель). Такие корабли используют несколько генераторов для обеспечения электроэнергией маршевых двигателей. Они могут сжигать как дизельное топливо, так и газ, что повышает эффективность судна по сравнению с судами с силовой установкой на паровой турбине (ST), которые долгое время доминировали в перевозках СПГ.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global Market Intelligence.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Жара толкает цены на газ вверх
«Газпром» борется с коллапсом продаж в Европу
Австрия продает соседям российский газ
Австрия начала процедуру отстранения «Газпрома» от своего ПХГ