Лондонская биржа металлов (LME) утвердила листинг первой в истории индонезийского бренда рафинированного никеля.
«DX-zwdx» — не самый запоминающийся исторический знак, но включение нового бренда в список товаров, поставляемых LME, представляет собой переломный момент для мировой индустрии.
Пять лет назад Индонезия произвела всего 600 000 тонн никеля и отправила большую часть его в виде необработанной руды в Китай, где его легировали в нержавеющую сталь.
В 2023 году страна добыла 2,03 миллиона тонн металла, что составляет более половины мирового производства. В настоящее время она экспортирует широкий спектр никелевой продукции, включая рафинированный металл чистотой, приемлемой для поставок на LME.
Для Индонезии это оправдание ее политики по принуждению горнодобывающих компаний двигаться вниз по течению путем запрета экспорта руды с 2020 года.
Для LME это долгожданный стимул для повышения ликвидности, поскольку она надеется восстановить объемы торговли в контрактах на никель после кризиса 2022 года.
Однако для всех остальных преобразование производственной мощи Индонезии в рыночную власть может оказаться более проблематичным.
Запрет Индонезии на экспорт необработанной руды не понравился другим странам. Европейский Союз выиграл дело против страны во Всемирной торговой организации в 2022 году.
Президент Джоко Видодо проигнорировал это решение, сказав: «Все в порядке» . Апелляция была подана быстро. Запрет на экспорт остается в силе.
Хотя эта политика и противоречива, она, несомненно, оказалась успешной не только с точки зрения производства никеля, но и с точки зрения ассортимента продукции.
Производители никеля, многие из которых являются китайцами, придумали, как преобразовать относительно низкосортный никель в Индонезии в формы металла, которые можно использовать в аккумуляторах электромобилей.
Новый бренд «DX-zwdx» с содержанием чистого никеля не менее 99,8%, является кульминацией этой технической эволюции. PT CNGR Ding Xing New Energy, совместное предприятие китайской группы производителей аккумуляторных материалов CNGR Advanced Material Co. и местная компания могут производить 50 000 тонн листового металла по этой спецификации каждый год.
Другие операторы, вероятно, последуют примеру Индонезии, поскольку ее неустанное стремление захватить все большую часть цепочки создания стоимости материалов для аккумуляторов продолжается.
Изменение экспортных потоков
Меняющаяся роль Индонезии в глобальной цепочке поставок никеля определяется торговлей страны с Китаем, ее основным покупателем никеля.
Еще в 2018 году поток никеля между двумя странами осуществлялся исключительно в виде руды или никельсодержащего чугуна (NPI), что является первым этапом модернизации процесса, требуемой правительством Индонезии.
Импорт индонезийской руды в Китай сократился после запрета 2020 года, но импорт индонезийского ферроникеля, таможенный код которого включает NPI, резко вырос с 600 000 тонн до 7,9 миллиона в 2023 году.
Поскольку китайские игроки открыли новые маршруты переработки сульфата никеля для аккумуляторов, в торговле двух стран появляется все больше продуктов.
Китай импортировал штейн с нулевым содержанием никеля из Индонезии до 2022 года, поскольку никто в Индонезии его не производил. Импорт в прошлом году составил 301 тысячу тонн.
Импорт промежуточных продуктов, таких как смешанные гидроксидные осадки, за тот же период вырос с нуля до 830 000 тонн.
Сейчас Индонезия экспортирует в Китай как сульфат никеля, так и рафинированный никель.
Потоки сульфата начались только в начале прошлого года и составили 60 тысяч тонн. За первые три месяца этого года объемы уже превысили 40 000 тонн.
Первые поставки индонезийского рафинированного металла в Китай начались в декабре прошлого года и выросли до 4250 тонн в первом квартале 2024 года. В этом году Индонезия стала вторым по величине поставщиком рафинированного никеля в Китай после России.
Китай становится нетто-экспортером рафинированного никеля. На диаграмме: желтая линия — разница между импортом и экспортом рафинированного никеля в КНР.
Структурный сдвиг
Не то чтобы в наши дни Китаю требовалось много рафинированного никеля.
Он импортирует все больше индонезийских промежуточных продуктов и производит все больше собственной продукции.
Чистый импорт рафинированного никеля в Китай упал с 256 000 тонн в 2021 году до 133 000 тонн в 2022 году и всего до 55 000 тонн в 2023 году.
Экспорт страны превысил импорт в марте впервые с 2014 года.
CNGR Advanced Material Co. также производит рафинированный никель на своей территории. Ее торговая марка «CNGR», объем производства которой составляет 12 500 тонн в год, была включена в листинг LME в феврале.
Huayou Cobalt, которая вложила значительные средства в никелевый сектор Индонезии, также получила одобрение LME для двух своих китайских брендов.
LME, стремящаяся привлечь физическую ликвидность после вынужденной приостановки торгов в 2022 году, одобрила пять новых китайских брендов с годовой производственной мощностью 79 100 тонн.
Или 129 100 тонн, если включить индонезийский завод CNGR.
Сдвиг на Восток
Появление китайско-индонезийского центра по производству никеля высокой чистоты класса I произошло в благоприятное для LME время.
Последний пакет санкций запрещает LME принимать поставки металла, произведенного после 12 апреля российским «Норильским никелем».
Обладая годовым объемом производства более 200 000 тонн, Норильский Никель исторически является крупным поставщиком ликвидности для сегмента рынка никеля класса I.
На долю российского металла в конце апреля приходилось треть запасов никеля на LME. А вот количество китайского никеля в системе выросло с нуля в августе прошлого года до 12 096 тонн.
Отчасти благодаря поставкам новых китайских брендов запасы на LME в этом году стабильно росли, достигнув на прошлой неделе двухлетнего максимума в 84 090 тонн.
Однако запасы LME начинают смещаться на восток. Это будет продолжаться, поскольку пропускная способность рынка класса I на LME также смещается на восток.
Это дает большую потенциальную торговую мощь в руки китайских компаний, создающих мощности по переработке металлов как в Китае, так и в Индонезии.
Бум производства никеля в Индонезии не имеет признаков окончания в ближайшее время. По данным Международной группы по изучению никеля, за первые три месяца 2024 года объем добычи в стране вырос еще на 19% в годовом исчислении.
Новый президент Прабово Субианто заявил, что будет следовать амбициям своего предшественника по использованию никелевых ресурсов страны в глобальном производстве электромобилей.
Уходящая администрация только что добавила 16 программ в свой список стратегических проектов, которые получат государственную поддержку, включая пять индустриальных парков по переработке никеля.
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Рейтер.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Никель растет на фоне беспорядков в Новой Каледонии
США и Великобритания запретили импорт российского алюминия, меди и никеля
Никель из Индонезии может впервые попасть на Лондонскую биржу металлов