Центральные банки стран с развитой экономикой ожидают, что доля золота в мировых резервах будет расти за счет сокращения доли доллара США, поскольку эти учреждения стремятся последовать примеру развивающихся рынков в покупке слитков.
Рекордная доля центральных банков намерена увеличить свои золотые резервы в течение следующих 12 месяцев из-за их долгосрочной ценности © Reuters
Почти 60 процентов центральных банков богатых стран считают, что доля золота в мировых резервах будет расти в ближайшие пять лет, по сравнению с 38 процентами респондентов в прошлом году, согласно данным ежегодного опроса, проведенного Всемирным советом по золоту, группой по продвижению отрасли.
Около 13 процентов стран с развитой экономикой планируют увеличить свои золотые запасы в следующем году, по сравнению с 8 процентами в прошлом году, что является самым высоким показателем с начала проведения опроса. Это следует примеру центральных банков стран с развивающейся экономикой, которые являются основными покупателями золота с момента мирового финансового кризиса 2008 года.
В то же время все больше представителей стран с развитой экономикой - 56 процентов по сравнению с 46 процентами в прошлом году - также считают, что доля доллара в мировых резервах снизится в ближайшие 5 лет. Среди центральных банков стран с развивающимися рынками эту точку зрения разделяют 64 процента.
Спрос на золото, который наблюдается, несмотря на резкий рост цен на желтый металл в этом году, подчеркивает, что доля доллара снижается, поскольку центральные банки стремятся диверсифицировать свои запасы за счет альтернативных валют и активов, особенно после того, как США использовали свою валюту в качестве оружия в санкциях против России.
"В этом году мы наблюдаем гораздо более сильную конвергенцию. Все больше развитых стран говорят о том, что золото будет занимать больше места в глобальных резервах, а доллар - меньше", - говорит Шаокай Фан, глава отдела центральных банков WGC.
«Не страны с развивающимися рынками стали меньше оценивать эти факторы, а развитые рынки стали понимать, как развивающиеся рынки относятся к золоту», - добавил он.
Исследование - одно из немногих, позволяющих проследить за мыслями не склонных к публичности управляющих резервами - показало, что рекордная доля центральных банков с начала проведения исследования пять лет назад намерена увеличить свои золотые резервы в течение следующих 12 месяцев - 29 процентов респондентов. Среди респондентов с развивающихся рынков почти 40 процентов планируют увеличить свои запасы.
Основными причинами, по которым центральные банки держат золото, являются его долгосрочная стоимость, эффективность во время кризиса и роль в качестве эффективного диверсификатора.
По данным WGC, в 2022 и 2023 годах центральные банки добавят в свои резервы более 1 000 тонн золота. Санкции США в отношении российских активов, номинированных в долларах, вызвали ажиотаж среди официальных финансовых учреждений незападных стран на слитки, стоимость которых не зависит ни от какого правительства или банка, в отличие от фиатных валют.
Рекордные объемы покупок, которые продолжаются и в этом году, стали движущим фактором ралли золота до почти 1450 долларов за тройскую унцию в прошлом месяце. Это на 42 процента больше, чем в октябре, когда начался конфликт между Израилем и Хамасом.
Доля доллара в глобальных валютных резервах - без учета золота - упала с более чем 70 процентов в 2000 году до примерно 55 процентов в прошлом году, если исключить влияние роста курса доллара США, согласно исследованию МВФ, проведенному в этом месяце. С учетом золота доля доллара упала ниже половины, утверждают в WGC.
Хотя китайский юань добился некоторых успехов в качестве резервной валюты, неопределенность, нависшая над экономикой страны, привела к тому, что процент центральных банков, ожидающих увеличения его доли в мировых резервах, снизился с 79 процентов в прошлом году до 59 процентов в этом.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ЦБ Ирландии купил золото в резервы впервые с 2009 года
Китай продал рекордную сумму госдолга США с целью ухода от доллара