Доля рынка газированных напитков, продаваемых в России. Источник: Bloomberg
После того как Россия начала специальную военную операцию на Украине в феврале 2022 года, компания Coca-Cola Co в числе первых транснациональных корпораций пообещала покинуть Россию в знак протеста. Стремясь избежать проблем, связанных с соблюдением ожидаемых западных санкций против Кремля, Coke попросила партнеров убрать банки и бутылки с напитком из магазинов, прекратить поставки сиропа в автоматы с газированной водой и остановить производство своих напитков.
Спустя два года отличительный красный логотип Coke по-прежнему легко найти в супермаркетах и ресторанах по всей стране. И если учесть появление нового бренда под названием «Добрая Кола» — напитка со вкусом, который мало кто сможет отличить от оригинала, продаваемого в банках с удивительно знакомым красным — Coke по некоторым показателям остается ведущим производителем газированных напитков в России.
Это связано с тем, что компания Multon Partners, разливающая Coke в стране, принадлежит отдельной компании Coca-Cola HBC, зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже, в которой американская материнская компания владеет 21% акций. Когда HBC прекратила производство Coke, Multon представила «Добрую Колу». По данным исследовательской компании «Продажи. рф», она стала самой популярной газировкой в стране, заняв 13% рынка.
«Прибыль от продажи Coca-Cola в России просто перешла к Coca-Cola HBC, которая увеличила свою долю рынка благодаря успеху «Доброй Колы», — говорит Гарретт Нельсон, аналитик CFRA Research.
Оригинальная Coca-Cola тоже по-прежнему широко доступна. Она импортируется из соседних стран, таких как Грузия и Казахстан. После введения санкций Россия приняла закон, разрешающий продажу брендовых товаров без согласия владельца товарного знака. Такие импортные поставки сделали Coke третьей по популярности газировкой в России с 6% рынка.
Это не значит, что Coke не пострадала. HBC заявляет, что объемы продаж в России в прошлом году выросли на 12%, но они оставались почти на треть ниже уровня 2021 года, когда Coke была самым продаваемым безалкогольным напитком с 26% рынка. И хотя Coke получает прибыль от популярности «Доброй Колы» и лидирующего на рынке сокового бизнеса Multon, компания из Атланты заявляет, что она отстранилась от управления этой деятельностью.
Кто еще ушел, но все же остался
Coke далеко не единственная компания, которая ушла из России, но не совсем. PepsiCo Inc. в сентябре 2022 года заявила, что прекратила производство и продажу Pepsi, Mountain Dew и 7Up в стране, и ее доля рынка резко упала. Но вскоре компания добавила новую колу Evervess и увеличила выпуск Frustyle (похожего на фруктовую Mirinda) на десятке своих заводов в стране. В прошлом году продажи напитков российского подразделения подскочили на 12%, до 209 млрд рублей ($2,3 млрд). Об этом свидетельствуют отчеты в местные налоговые органы. А выручка от продажи детского питания и молочных продуктов в прошлом году выросла на 10%, до 129 млрд рублей.
С 2022 года более 1000 транснациональных корпораций заявили о сокращении деятельности в России. Но многие остались. Unilever Plc и Nestlé SA, имеющие там крупные производственные мощности, неохотно продавали активы с огромной скидкой, которую Кремль требовал в качестве налога на выход. Датская пивоваренная компания Carlsberg AS и гигант по производству йогуртов Danone SA столкнулись с передачей активов во временное управление Росимущества, хотя Danone в итоге договорилась о продаже компании. Французский оператор супермаркетов Auchan, производитель одежды Benetton Group и сети ресторанов Subway и TGI Fridays продолжают работать в России без каких-либо явных планов по сокращению.
Для компаний, все еще находящихся в стране, репатриация прибыли затруднена, поскольку для этого требуется трудно получаемое разрешение на вывоз денег. Но прибыль значительна. Благодаря военным расходам российская экономика выросла на 3,6% в прошлом году, что способствовало снижению безработицы до исторического минимума в 2,6% и резкому повышению заработной платы.
Подготовлено Profinance.ru по материалам
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Инвесторов «морально не волнует», останутся ли компании в России — производитель шоколада Milka
Западный бизнес отказывается от планов ухода из России
Европейские компании потеряли из-за ухода из России 100 млрд евро — Financial Times