Газ является ключом к планам России по увеличению экспорта, пополнению государственной казны и финансированию военных расходов, но для этого необходимо увеличить долю мирового рынка СПГ, поскольку некогда прибыльная европейская торговля посредством сети трубопроводов практически прекращена. На сегодняшний день планам расширения мешают санкции США, которые не пускают иностранные компании и останавливают поставку специализированных, готовых к работе во льдах судов, необходимых для доставки газа с арктических объектов.
Новые европейские ограничения, вступающие в силу в следующем году и ограничивающие доступ в порты, еще больше затруднят работу существующей цепи поставок.
За последние три месяца, согласно данным глобальной базы данных по судоходству Equasis, по меньшей мере восемь судов перешли в собственность малоизвестных компаний в Дубае. Четыре судна относятся к ледовому классу и уже получили разрешение от Москвы на плавание в арктических водах России этим летом.
Хотя Bloomberg не удалось напрямую связать суда с крупными российскими компаниями, детали поразительно похожи на маневры по созданию национального теневого нефтяного флота, включая использование непрозрачных компаний и кораблей, настолько старых, что в обычных условиях они уже были бы выведены из эксплуатации.
В тесной отрасли СПГ, которая в несколько раз меньше нефтяного рынка, очень необычно, когда незнакомое имя приобретает специализированные суда, стоимость которых может исчисляться сотнями миллионов долларов. По меньшей мере три танкера также числятся в базе данных Международной морской организации как "неизвестные" - еще один признак судов "темного флота".
«Есть несколько признаков, указывающих на усилия России по созданию темного флота для СПГ», — сказал Мальте Хумперт, основатель Арктического института, аналитического центра в Вашингтоне, округ Колумбия. Покупка старых перевозчиков, передача судов ледового класса дубайской компании и рекордное количество разрешений на проход по Северному морскому пути указывают на то, что части «пазла темного флота встают на свои места».
Российское правительство и Министерство энергетики пока не ответили на просьбу о комментарии.
Европа запретит реэкспорт российского СПГ. Это может ограничить планы Москвы по отправке СПГ в Азию по Южному морскому пути. Источник: Bloomberg
Судно Asya Energy - одно из тех, которые вызвали тревогу в отрасли. В июне, когда боевики Хути усилили нападения на коммерческие суда в Красном море, судно проследовало на север через водный путь невредимым, став первым перевозчиком СПГ, прошедшим через "горячую точку" с января.
Судно Asya Energy, которому 22 года, ходит под флагом Палау, получило свое нынешнее название в мае и, по данным Equasis, управляется компанией Nur Global Shipping, неизвестной в отрасли и работающей из роскошного отеля Meydan в зоне свободной торговли ОАЭ, которая подвергается критике со стороны чиновников за отсутствие прозрачности. У нее нет известного страховщика.
По состоянию на четверг судно Asya Energy направлялось в Средиземное море, как показывают данные отслеживания танкеров, собранные Bloomberg. Судно, судя по всему, не было загружено и не подавало никаких сигналов о конкретном пункте назначения.
Компания Nur, которая, согласно ее веб-сайту, начала работать в энергетическом секторе в 2022 году, с апреля управляла еще тремя СПГ-судами - Pioneer, New Energy и Mulan, - сообщает Equasis. Все они принадлежат компаниям, расположенным по адресу Nur. Страховщики двух из этих танкеров, по данным IMO, числятся неизвестными.
Nur не ответила на звонки и электронные письма с просьбой прокомментировать ситуацию.
По данным Equasis, четыре недавно построенных судна ледового класса перешли в собственность компании White Fox Ship Management, также базирующейся в Дубае. Россия недавно одобрила эти суда - North Air, North Mountain, North Sky и North Way - для плавания в Арктике в этом летнем сезоне.
North Way в настоящее время прибывает на терминал Зебрюгге в Бельгии, чтобы принять партию российского газа, согласно данным порта.
У White Fox нет официального офиса, и она работает за одним столом с многочисленными фирмами, по словам сотрудника здания, где зарегистрирована компания. Он отказался предоставить дополнительную информацию, сославшись на политику конфиденциальности клиентов.
Последние санкции
Не все атрибуты российского нефтяного темного флота будут доступны для его альтернативы - СПГ. Для работы с переохлажденным топливом требуются более технически грамотные экипажи и более сложные технологии, поэтому судов меньше, что облегчает их отслеживание с помощью спутниковых данных. В то время как в мировых водах курсируют 7500 нефтяных танкеров разного размера, флот СПГ составляет менее десятой части от этого числа.
Перевалка - или перемещение топлива с одного судна на другое - для нефти может осуществляться в открытых водах и является распространенным способом маскировки ее происхождения. В случае с СПГ это гораздо сложнее, поэтому до сих пор Россия использовала для этого маневра европейские порты, хотя ужесточение европейских ограничений означает, что с марта следующего года это станет невозможным.
По словам Гумперта из Арктического института, ПАО "Новатэк", вероятно, имеет больше опыта, чем кто-либо другой, в перегрузке СПГ с судна на судно.
Такие перевалки "происходят на якорной стоянке Кильдин к северу от Мурманска уже много лет", добавил он, имея в виду российский порт за Полярным кругом. В прошлом году на якорной стоянке было 13 первалок, а с 1 января по 30 апреля - уже 10, сказал он.
Компания "Новатэк" не ответила на просьбу о комментарии.
У России, которая в настоящее время является четвертым по величине экспортером СПГ, есть все основания продолжать поиски альтернативных путей выхода на рынок. США ввели отдельные санкции, чтобы предотвратить начало экспорта с "Арктик СПГ 2", нового предприятия, разработанного "Новатэком", крупнейшим российским экспортером СПГ.
Параллельный флот мог бы обойти ограничения и стал бы ударом по ключевой области, где западные санкции оказали немедленное и ощутимое воздействие, облегчив Москве поддержку ее экономики в военное время.
"Неудивительно, что Россия прибегает к созданию теневого флота СПГ, точно так же, как она создала теневой флот нефти, чтобы обойти ограничение на экспорт российской нефти, введенное странами G7 и ЕС", - говорит Агата Демаре, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям.
"Готовность Москвы создавать теневые флотилии иллюстрирует тот факт, что санкции похожи на игру в кошки-мышки: как только будет создана сеть по уклонению от санкций, западные власти нацелятся на нее, и она будет заменена другой сетью в бесконечном цикле игры в кошки-мышки".
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Новые европейские санкции против России ударят по СПГ
Два российских нефтеналивных танкера, важных для Сахалина, не смогли перевезти груз
При поставках нефти в Индию Россия обходит санкции быстрее, чем США их вводят