Импорт сырой нефти в Азии в первой половине года снизился, что подрывает оптимистичные прогнозы

01.07.2024 16:31

Если исходить из того, что ОПЕК и ее союзникам по более широкой группе ОПЕК+ удастся удержать цены на нефть выше 80 долларов за баррель, то из этого следует, что только уверенный экономический рост приведет к повышению спроса на нефть

 

Импорт сырой нефти в Азию в первой половине 2024 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что противоречит ожиданиям того, что часть света с наибольшим потреблением будет возглавить рост мирового спроса.

Азия импортировала 27,16 млн баррелей в день (б/с) сырой нефти в период с января по июнь, что на 130 000 б/с меньше, чем 27,29 млн б/с за тот же период 2023 года, согласно данным, собранным LSEG Oil Research.

Несколько более слабый результат был в основном обусловлен снижением объемов поставок в Китай, который является крупнейшим мировым импортером нефти, а рост объемов в Индии, которая является вторым покупателем в Азии, оказался недостаточным, чтобы компенсировать слабость Китая.

Отсутствие роста импорта сырой нефти в Азии в первой половине года в некоторой степени подрывает прогнозы спроса на 2024 год от основных отраслевых групп, таких как Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Конечно, импорт - это только один из компонентов общего спроса, другие включают в себя внутреннюю добычу нефти и изменения в уровне запасов.

Но в Азии импорт является ключевым фактором спроса, поскольку регион зависит от нефти, доставляемой танкерами или по трубопроводам из России и Центральной Азии в случае с Китаем.

При прогнозах спроса, сделанных МЭА и ОПЕК, можно с уверенностью сказать, что во второй половине года импорт в Азию должен быть высоким, особенно в Китай.

В июньском ежемесячном отчете ОПЕК по рынку нефти прогнозируется, что спрос на нефть в Китае в 2024 году вырастет на 720 000 баррелей в сутки по сравнению с 2023 годом, а МЭА ожидает роста на 500 000 баррелей в сутки.

Тем не менее, в первой половине года объем китайского импорта составил около 11,08 млн баррелей в сутки - эта цифра была рассчитана на основе официальных таможенных данных за первые пять месяцев и прогноза LSEG на июнь.

Это на 300 000 баррелей в сутки меньше, чем таможенные данные за первые шесть месяцев 2023 года - 11,38 млн баррелей в сутки.

Учитывая, что импорт в Китай выглядит слабым, стоит посмотреть, восполняет ли разницу внутреннее производство.
За первые пять месяцев этого года внутреннее производство составило 4,28 млн баррелей в сутки, что на 1,8% или примерно на 140 000 баррелей в сутки больше, чем за тот же период 2023 года.

Другими словами, рост внутреннего производства составляет чуть меньше половины потерь от импорта сырой нефти.

   Импорт сырой нефти в Азии в сравнении с ценой Brent

Тусклый свет Индии

Если в Азии и есть несколько более яркий свет, то это Индия, где импорт сырой нефти в первой половине 2024 года составил около 4,94 млн баррелей в сутки, согласно расчетам, основанным на официальных данных и данных LSEG.
Это примерно на 90 000 баррелей в сутки больше официального показателя в 4,85 млн баррелей в сутки за первую половину 2023 года.

Однако этот относительно небольшой прирост индийского импорта выглядит менее впечатляющим, если принять во внимание темпы экономического роста в первом квартале, составившие 7,8 % в годовом исчислении.

Кроме того, этот показатель ниже прогноза ОПЕК, согласно которому спрос в Индии увеличится на 230 000 баррелей в сутки в течение всего 2024 года, а это значит, что для точности оценки группы экспортеров потребуется сильная вторая половина года.

В целом ОПЕК ожидает, что в 2024 году спрос на нефть в Азии вырастет на 1,3 млн баррелей в сутки по сравнению с предыдущим годом: 720 000 баррелей в сутки для Китая, 230 000 баррелей в сутки для Индии и 350 000 баррелей в сутки для остальной части региона.

МЭА ожидает, что в 2024 году спрос в Азии вырастет на 900 000 баррелей в сутки, из которых 500 000 баррелей в сутки придется на Китай и 400 000 баррелей в сутки - на остальную часть региона.

Но поскольку в первой половине года импорт фактически снизился на 130 000 баррелей, во второй половине предстоит подняться на гору.

Вопрос для рынков заключается в том, есть ли уверенность в том, что экономика Китая восстановится во второй половине года, и что остальная Азия также получит более сильный экономический рост.

Если исходить из того, что ОПЕК и ее союзникам по более широкой группе ОПЕК+ удастся удержать цены на нефть выше 80 долларов за баррель, то из этого следует, что только уверенный экономический рост приведет к повышению спроса на нефть.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Спрос на авиационное топливо в США почти достиг уровня доковидного 2019 года

Нефть упала из-за смены тактики ОПЕК+

Нефтяному рынку грозит дефицит предложения, так как до пика спроса еще 10 лет, считает Goldman Sachs