У Украины всего месяц, чтобы избежать дефолта

02.07.2024 08:59

Военный конфликт дорого обходится экономике Украины. ВВП страны уже сократился на 25%, центральный банк вынужден тратить валютные резервы, а разрушение критической инфраструктуры лишь усложняет ситуацию и ухудшает прогнозы

На фото министр финансов Украины Сергей Марченко. Источник: TASS/AP


В апреле этого года американские власти одобрили пакет военной помощи на сумму $60 млрд, а 13 июня страны Большой Семерки решили выдать стране кредиты на сумму $50 млрд за счет замороженных активов российского Центробанка. Однако Украина уже может столкнуться с дефицитом наличности уже в ближайшее время.

Кредиторы Украины согласились заморозить платежи и в течение двух лет не требовали деньги назад. Эта отсрочка — как со стороны государственных, так и со стороны частных кредиторов — составляет 15% ВВП в год. Если бы этого не произошло, выплаты по кредитам были бы второй по величине статьей расходов государства после оборонной отрасли. Однако мораторий со стороны частных иностранных держателей облигаций, включая французского управляющего активами Amundi и американского PIMCO, истекает 1 августа.

Это значит, что у Украины остался месяц, чтобы избежать дефолта. МВФ хочет, чтобы министр финансов Украины Сергей Марченко договорился о списании части долга, но согласовать сделку в такой короткий срок будет крайне сложно. Если Украина объявит дефолт, доверие частных инвесторов пошатнется. В долгосрочной перспективе это может обернуться катастрофой для восстановления страны.

Сложности реструктуризации

Реструктуризация долга во время войны — явление крайне редкое. Страны проводят ее, чтобы обеспечить доступ к финансовым рынкам, но для этого нужны управляемые долги — то есть это уровень задолженности, который заемщик может обслуживать и выплачивать без чрезмерного финансового напряжения или риска дефолта.

Быстрая реструктуризация занимает месяцы, на сложную уйдут годы. Кредиторы никогда не торопятся отказываться от своих требований. Но Украина с начала конфликта была отрезана от рынков капитала, а значит, особой срочности в процедурах нет. В июне Марченко предложил кредиторам сделку, предусматривающую сокращение текущей стоимости долгов на 60%. Кредиторы ответили, что считают более разумным 22% предложением.

Украина остро нуждается в фискальном пространстве. К концу года ее отношение долга к ВВП приблизится к 94% — что много для экономики с такой нестабильной финансовой историей. Суммы, предоставляемые союзниками, впечатляют, но поступают в виде артиллерии, танков и целевых средств, а не наличных. Только $8 млрд из последнего пакета помощи США пойдут напрямую правительству Украины, что эквивалентно чуть более, чем четверти годовых расходов Украины на социальные пособия, и даже это в виде кредита. ЕС планирует предложить немного больше, но все же только $38 млрд за три года.

Частные инвесторы не спешат идти навстречу

Хотя отсрочка, которую хочет Украина, скромна — $12 млрд с 2024 по 2027 год — у страны нет свободных средств, чтобы выплатить эти долги. Согласно МВФ, в рамках реструктуризации, такой же радикальной, как та, которую предложила Украина, и отвергли держатели облигаций, страна сможет только сводить концы с концами. Со своей стороны, держатели облигаций сомневаются, как фонд может быть так уверен, тем более что его анализ теперь устарел на несколько месяцев.

В отсутствие сделки у Украины есть два варианта. Один из них — договориться о продлении заморозки выплат по долгам. Государственные кредиторы уже на это согласились: они не будут требовать платежи до 2027 года. Другой вариант — объявить дефолт. Это может звучать радикально, но на самом деле между этими сценариями мало различий. В любом случае выплаты Украина не возобновит.

Нежелание частных инвесторов идти на реструктуризацию связано не только с финансовыми перспективами Украины. При обычной реструктуризации кредиторы делают ставку на экономические перспективы страны. Кредитование заемщика, находящегося в состоянии войны, также сопряжено со вторым риском: исходом военного конфликта.


«К концу этого всего должна существовать страна, которая будет погашать долг», — отмечает один из держателей облигаций. Многое зависит от степени западной поддержки. Налогоплательщики могут устать от раздачи миллиардов. Дональд Трамп, скептически относившийся к выделенным суммам, уже одной ногой в Белом доме. Обычные модели МВФ с трудом учитывают такие факторы.


Держатели облигаций также скептически относятся к планам долгосрочного восстановления Украины в случае победы. Хотя союзники и МВФ утверждали, что реструктуризация сейчас позволит Украине вернуться на финансовые рынки, как только все закончится и ее союзники простят долги, инвесторы не убеждены, что такой день вообще наступит. Скорее, они считают, что реструктуризация станет первой из многих попыток союзников Украины переложить финансовое бремя войны и расходы на восстановление с правительств на частный сектор.

Большая часть восстановления Украины — включая строительство базовой инфраструктуры и общественных зданий, а также обучение людей восстановлению страны — никогда не окупится и, следовательно, должна будет лечь на плечи союзников. Нынешний тупик вызывает тревожный вопрос: недоверие между ними и частными инвесторами может замедлить прогресс.

Подготовлено Profinance.ru по материалам The Economist

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме: 

Европа пытается сохранить поставки газа через Украину

Кредиты для Восточной Европы подорожали из-за военного конфликта на Украине 

Украинские кредиторы обсудят возможность рестуктуризации долга