Таинственные покупатели, связанные с Россией, собирают «темный флот» СПГ

22.07.2024 10:25

Скупка судов привела к росту цен на старые суда, поскольку Москва готовится к ужесточению торговых ограничений

 

Таинственные покупатели, подозреваемые в связях с Россией, начали собирать десятки судов, способных перевозить сжиженный природный газ, что говорит о том, что Москва расширяет свой «темный флот» энергетических танкеров.

По словам инсайдеров судоходной отрасли, группа ранее неизвестных компаний, в основном зарегистрированных в Объединенных Арабских Эмиратах, в течение последнего года стремительно приобретала суда для перевозки СПГ, взвинчивая рыночные цены, особенно на самые старые суда.

   Cо второго квартала 2023 года более 50 судов СПГ перешли в собственность компаний, расположенных в ОАЭ © Андрей Рудаков/Bloomberg

В этой скупке есть отголоски того, как Москва создала темный флот танкеров для транспортировки нефти по всему миру в условиях западных санкций, часто используя ОАЭ в качестве центра для торговли энергоносителями. Хотя российские продажи СПГ меньше страдают от западных санкций, чем нефть, Москва готовится к ужесточению ограничений.

По данным компании Windward, консультирующей судовладельцев и правительства по вопросам рисков, со второго квартала 2023 года более 50 судов, перевозящих СПГ, перешли в собственность компаний, расположенных в ОАЭ. До этого подобные сделки были редкостью.

Специалисты группы по отслеживанию судов Kpler, занимающиеся вопросами рисков и соответствия нормативным требованиям, заявили, что события на рынке СПГ-танкеров указывают «на сложную сеть морских операций, потенциально связанных с российскими интересами».

Некоторые из базирующихся в Дубае групп имеют непрозрачные структуры собственности, схожие с теми, которые управляют темным флотом нефтяных танкеров Москвы.

По данным Kpler, некоторые из недавно приобретенных судов для перевозки СПГ теперь ходят по маршрутам, традиционно используемым для транспортировки газа из России. Данные отслеживания судов показали, что одно судно загружает СПГ с Ямала, флагманского экспортного проекта России, который еще не пострадал от санкций.

СПГ приобретает все большее значение для российской экономики военного времени, обеспечивая ценный доход после потери трубопроводного экспорта в Европу после начала конфликта на Украине в 2022 году. ЕС и Азия, крупные рынки сбыта российского СПГ, воздерживаются от введения запрета на импорт, чтобы избежать сбоев на мировом газовом рынке.

Однако Запад начал предпринимать шаги по ограничению торговли. В июне ЕС одобрил ограничения, запрещающие перегрузку российского СПГ с крупных ледокольных судов на более мелкие суда в портах ЕС, что существенно ограничивает возможности России по распределению газа по всему миру.

Крупный российский СПГ-проект «Арктик СПГ 2» также попал под санкции со стороны США, в результате чего отгружать грузы с проекта становится все сложнее.

По мнению трейдеров, более непрозрачный флот может облегчить торговлю с проектов, находящихся под санкциями, а также способствовать росту операций России на рынке.

По данным SSY, судового брокера, который содействует продаже судов между владельцами, увеличение числа покупателей привело к росту цен на более дешевые и менее эффективные суда для перевозки СПГ, возраст которых превышает 15 лет. Одно судно СПГ, построенное в 2007 году, было продано примерно за $50 млн в 2022 году, а в этом году одно судно было продано за $80 млн.


«Рынок старых судов, работающих на сжиженном природном газе (СПГ) с паровыми турбинами, сократился из-за ужесточения экологических норм и значительного совершенствования технологии двигателей на СПГ», - сказал Тоби Дунипэйс, управляющий директор по СПГ в SSY. «Однако мы наблюдаем рост стоимости этих судов. Одним из возможных объяснений этого является то, что они используются в "темном флоте"».


   События на рынке СПГ-танкеров указывают на «сложную сеть морских операций, потенциально связанных с российскими интересами», утверждает группа по отслеживанию судов © Андрей Рудаков/Bloomberg

Эти события встревожили представителей отрасли, которые и без того обеспокоены быстрым увеличением числа устаревших судов, перевозящих российскую нефть за пределы режима западных санкций. Такие суда с меньшей вероятностью будут застрахованы от стихийных бедствий, но гораздо более уязвимы к авариям и разливам.

По словам Дунипаса, команда SSY по СПГ всегда проверяет новых клиентов на предмет соблюдения санкций, но последние события заставили обратить внимание на риски «в гораздо большей степени», поскольку Россия готовится к будущим ограничениям на экспорт СПГ. Он добавил, что брокеру уже пришлось отказать нескольким потенциальным клиентам в этом году, в том числе одному на прошлой неделе, из-за неудачной проверки на санкции.

Один из экспертов говорит, что желание России наращивать темный флот для перевозки СПГ «не вызывает сомнений», поскольку давление на российский СПГ «растет». В ближайшие годы, когда США и Катар будут производить больше СПГ, риск сбоев на рынке снизится, российские проекты, такие как «Ямал СПГ», могут попасть под санкции.


“Я думаю, что российские операторы СПГ считают, что решение уже принято, и готовятся к нему”, - сказал он. “Компромисс прост. Если санкций не будет, у них будет свой собственный флот, и они будут им пользоваться, а если санкции все-таки будут, они не окажутся в затруднительном положении и смогут продолжать свою торговлю».


Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Россия создает теневой газовый флот

США поставили на якорь почти весь российский «теневой флот»