По оценкам экономистов Bloomberg, экспорт автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) из ведущих стран ЕС в Россию в прошлом году был всего на 23% ниже, чем до СВО, при этом перепродажа через соседние для России страны заменила двустороннюю торговлю. После начала конфликта экспорт из ЕС в соседние с РФ страны вырос относительно предыдущих лет. И около 95% этого прироста обеспечили именно мощные автомобили, которые ЕС в 2022 г. запретил экспортировать напрямую в РФ. На практике эффективность этого экспортного запрета под вопросом, приходят к выводу эксперты Bloomberg.
Но экспорт автомобилей с ДВС из ЕС в Россию, в том числе через третьи страны, невелик по сравнению с экспортом китайских автомобилей в Россию, который резко возрос после событий февраля 2022 года. Однако, Пекин в отличие от Брюсселя, не вводил никаких санкций против Москвы.
Автомобили с ДВС из ЕС выбирают альтернативный маршрут в Россию
Темнокоричневым цветом указан реэкспорт в Россию от соседей. Источник: Международный торговый центр, Bloomberg Economics. Примечание: экспортеры автомобилей из ЕС-5 включают Чехию, Францию, Германию, Словакию и Испанию. Перевалочные узлы включают Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Монголию и Узбекистан.
Экспорт автомобилей с ДВС в Россию из пяти крупнейших стран-экспортеров автомобилей ЕС (Чехия, Франция, Германия, Словакия и Испания) рухнул в 2022 г. из-за финансовых санкций, торговых ограничений и неприятия риска. Данные по двусторонней торговле, похоже, указывают на то, что торговые ограничения ЕС сработали.
Однако данные о двусторонней торговле дают неполную и вводящую в заблуждение картину. Экспорт из ЕС резко вырос в ряд соседей России, и этот экспорт, вероятно, оказался затем уже в России. Принимая во внимание эти данные, экспорт автомобилей с ДВС из этих пяти стран ЕС в Россию, вероятно, восстановился к уровням до СВО в стоимостном выражении менее чем через год после начала конфликта — хотя в прошлом году он несколько снизился из-за ослабления рубля.
Перевалка — это в основном немецкая проблема, поскольку избыток экспорта автомобилей ДВС из Германии в перевалочные центры составляет 76% от общего объема. Около 95% предположительно реэкспортированных автомобилей имели мощные двигатели вопреки введенным ограничениям для России.
Беларусь является крупнейшим перевалочным узлом для экспорта автомобилей из ЕС в Россию, на ее долю пришлось 52% вероятного объема реэкспорта в прошлом году, за ней следуют Кыргызстан (16%), Грузия (12%) и Казахстан (10%).
Самый загруженный маршрут перевалки — Германия-Беларусь-Россия
Источник: Международный торговый центр, Bloomberg Economics. Примечание: Другие хабы включают Армению, Азербайджан, Монголию и Узбекистан.
Недавние ограничения ЕС против Беларуси должны закрутить гайки в отношении реэкспортного хаба в этой стране. Тем не менее, поскольку потоки через Беларусь уменьшаются, они могут увеличиться в других местах Центральной Азии или на Кавказе.
Сокращение транзита автомобилей из ЕС в Россию не навредит европейским автопроизводителям, поскольку российский рынок имеет скромные размеры, отмечают в Bloomberg. В 2023 году экспорт из пяти крупнейших стран-экспортеров автомобилей из ЕС в Россию, включая транзит, составил всего 1% от их общего экспорта автомобилей с ДВС в размере 186 млрд долларов.
Китай экспортирует в Россию гораздо больше автомобилей, чем страны ЕС
Источник: Международный торговый центр, Таможня Китая, Bloomberg Economics. Примечание: экспортеры автомобилей из ЕС-5 включают Чехию, Францию, Германию, Словакию и Испанию.
В любом случае, даже с учетом перевалки, экспорт автомобилей с ДВС из Китая в Россию в девять раз превышает экспорт из стран-членов ЕС. Китайские автопроизводители в основном вытесняют местных российских автопроизводителей, которым пришлось сократить производство из-за санкций и экспортного контроля.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Экспорт энергетического угля из России в Южную Корею держится выше поставок из Колумбии
Набиуллина рассказала, что будет, если при нехватке ресурсов подстегивать спрос