На фото Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра и министр торговли и интеграции Казахстана. Источник: Bloomberg
Центральноазиатская страна не будет слепо следовать санкциям, если они затрагивают местные компании, которые являются основными работодателями в своих регионах, —заявил Серик Жумангарин, заместитель премьер-министра и министр торговли и интеграции Казахстана.
«Мы не позволим запрещать нашим производителям торговать», — сказал он в интервью в столице Казахстана, Астане.
Это резкое изменение риторики отражает маневры Казахстана — крупнейшей в мире страны, не имеющей выхода к морю, — в поисках доступа к мировым рынкам для экспорта сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Однако проблемы только усиливаются, поскольку санкции в отношении соседних экономик — России и Ирана — только усиливаются, а Казахстан находится под пристальным вниманием Запада за содействие поставкам санкционных товаров.
Казахстан выступал против санкций, введенных США в связи с военными действиями России на Украине, однако высокопоставленные чиновники, такие как Жумангарин, ранее не оспаривали эти ограничения публично.
Казахстан не присоединился к запрету на продажу подшипников — которые имеют двойное военное и гражданское назначение — поскольку местный завод производит их по спецификации, традиционно используемой только в Восточной Европе и бывших советских странах, сообщил Жумангарин. Западные правительства утверждают, что подшипники входят в число так называемых «высокоприоритетных» товаров для поля боя, необходимых для оборонной промышленности России.
Угроза санкций
Хотя Казахстан может делать исключения в соблюдении ограничений, Жумангарин ясно дал понять, что страна продолжит соблюдать правила, так как не выдержит целенаправленных санкций. Местные компании, добавленные в санкционный список Министерства финансов США, находятся в процессе закрытия, сообщил Жумангарин, не уточнив деталей.
Казахстан остается одной из ключевых стран в усилиях США и их союзников по изоляции российской экономики. Казахстан и Россия входят в таможенный союз и имеют вторую по длине границу в мире после границы США и Канады, причем около 80% казахстанского экспорта нефти транспортируется по трубопроводу, связанному с портом в Новороссийске.
Однако Жумангарин отметил, что некоторые меры, направленные на прекращение доступа России к товарам, непропорционально сильно ударили по Казахстану. Между тем западные правительства мало что сделали для компенсации ущерба Казахстану, который до конфликта считал Россию своим крупнейшим торговым партнером.
В качестве примера он привел Eurasian Resources Group. Компания на 40% принадлежит государству и несет огромные убытки из-за того, что санкции заблокировали продажи железорудных окатышей в Россию, — сообщил Жумангарин. Между тем ее бывший крупнейший клиент перешел на отечественных поставщиков и процветает вместе с другими российскими сталелитейными компаниями.
Кто выигрывает
«При отсутствии ограничений прибыль оставалась бы в Казахстане», — сказал он. «Вместо этого теперь она уходит к тем, против кого вы ввели санкции».
Некоторые ограничения на импорт в Казахстан настолько жесткие, что международная компания столкнулась с трудностями в поставке необходимого оборудования и получении лицензий, что заставило ее рассмотреть возможность переноса своего регионального распределительного центра в другую страну, сообщил Жумангарин.
Изменение торговых потоков вокруг Казахстана в значительной степени принесло пользу Китаю. Сейчас Китай является крупнейшим торговым партнером Казахстана с долей, превышающей пятую часть общего объема. На Европейский Союз в первой половине года пришлось 36%.
На Россию пришлось 18% от общего объема торговли в первые шесть месяцев 2024 года, что почти на полтора процентных пункта меньше, чем в 2022 году. В то же время, согласно данным Bloomberg Economics, Казахстан стал одним из крупнейших транзитных узлов для экспорта автомобилей из ЕС в Россию.
Казахстан в значительной степени преодолел проблемы с платежами в России, работая с несанкционированными банками и проводя около 88% транзакций в национальных валютах, сообщил Жумангарин.
Поиск баланса
Теперь перед Казахстаном стоит задача сбалансировать приоритеты по выходу из изоляции, не нарушая при этом ограничений, направленных на его соседей.
Санкции усложняют логистику торговли с Европой, вынуждая Казахстан делать обход через Каспий и затем через Грузию, сообщил Жумангарин. Поставки через Россию больше не являются жизнеспособными, поскольку ее порты забиты внутренними грузами. Многие из крупнейших амбиций Казахстана сосредоточены на Китае, с планом удвоить количество сухих портов, связывающих страны, до четырех. Логистика является единственным ограничением для торговли с восточным соседом, сказал Жумангарин.
Отрезанный от доступа к океану, Казахстан стремится создать более устойчивые торговые пути, исследуя маршрут на юг через Каспийское море в Иран, сообщил Жумангарин. Проблема в том, что многие из существующих ограничений касаются товаров двойного назначения для оборонной и энергетической промышленности, сказал он.
Правительство обратилось к Западу с просьбой о послаблениях, которые позволили бы продавать товары в Иран или использовать страну для транзита, но безрезультатно. Казахстан никогда не признавал никаких односторонних санкций и планирует двигаться вперед, сообщил Жумангарин.
«Каждый раз нам приходится торговаться», — сказал он. «Но как страна, мы должны как-то жить».
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Казахстан создает резерв бензина для России на случай дефицита
Казахстан диверсифицирует маршруты экспорта нефти за счет закупок танкеров