Битва за спектр спутниковых частот: формирование новой космической экономики

27.09.2024 11:47

Компания SpaceX, основанная Илоном Маском, намерена ослабить ограничения по мощности для передач на низкой околоземной орбите. Некоторые опасаются, что этот шаг может дать новым американским операторам больше контроля.

В начале августа, когда корпоративная активность была в летнем затишье, SpaceX Илона Маска начала новый этап в глобальной битве за ограниченный и ценный ресурс — радиоспектр.

Целью компании было изменение международного регулирования, которое определяет, как спектр, невидимая магистраль электромагнитных волн, используется спутниковыми операторами на разных орбитах. А инструментом для этого стал регулятор США, Федеральная комиссия по связи.

9 августа SpaceX обратилась в Федеральную комиссию по связи с просьбой ослабить согласованные на международном уровне ограничения мощности передач от таких операторов, как она сама, на низкой околоземной орбите — в области космоса высотой до 2000 км над поверхностью планеты, которая станет ключевой ареной для будущего связи, транспорта и обороны.

Так называемые правила эквивалентной плотности потока мощности были установлены более 20 лет назад для того, чтобы сигналы с низкой околоземной орбиты не мешали сигналам от систем на более высокой геостационарной, или фиксированной, орбите.

SpaceX, владеющая самой быстрорастущей в мире спутниковой широкополосной сетью Starlink, заявила регулятору, что эти «устаревшие ограничения мощности» не подходят для «современной космической эры». Далее она заявила, что международный процесс, регулирующий правила, был захвачен альянсом между операторами старых геостационарных систем и «самыми стойкими противниками Америки».

В заявлении говорится, что на карту поставлена «глобальная конкурентоспособность США в новой космической экономике» и будущее спутниковой связи.

Это уже вторая попытка SpaceX добиться пересмотра этих технически сложных правил менее чем за год. Девять месяцев назад на Всемирной конференции радиосвязи, где принимаются правила, регулирующие использование спектра, SpaceX и Project Kuiper — попытка Amazon создать конкурента системе Маска — проиграли первоначальную попытку получить глобальную поддержку для изменения ограничений мощности.

Хотя многие в отрасли считают, что пересмотр давно назрел, по словам участников, обсуждения были напряжёнными и вызывающими разногласия.

С одной стороны, это молодые технологические компании, чьи спутниковые сети на низкой околоземной орбите угрожают бизнес-моделям давно существующих конкурентов, предлагающих высокоскоростные широкополосные услуги с малой задержкой.

С другой стороны, это такие действующие геостационарные операторы, как Viasat и SES, которые эксплуатируют системы с первых дней существования спутниковой широкополосной связи и обеспокоены тем, что любые изменения могут помешать работе их сетей.

Правительства таких стран, как Япония, Франция, Германия и Бразилия, разделяют некоторые опасения по поводу вмешательства, но у них также есть более широкие стратегические вопросы относительно предложений, которые ещё больше усилят влияние этих игроков.

Приветствуя связь, которую предлагает сеть Маска, некоторые правительства также выразили опасения по поводу растущей зависимости от сервиса, управляемого частным лицом, чьё вмешательство в политические и культурные вопросы часто вызывало споры.

Один из чиновников ссылается на решение Маска ограничить работу Starlink в районах Украины, которые российские войска заняли с 2014 года.


«Это инфраструктура, предоставляемая одной частной компанией. Каковы бы ни были их причины, они могут прекратить обслуживание», — говорит он.


SpaceX не ответила на запросы о комментариях.

То, что на первый взгляд может показаться заумным техническим спором, стало проявлением более широкого философского столкновения: о власти американских миллиардеров в слабо регулируемом, но стратегическом регионе космоса; о последствиях для конкуренции; о национальном суверенитете; и о равном доступе к экономическим выгодам, которые предлагает низкая околоземная орбита.

Маск не был первым, кто представил себе потенциал мегасозвездия спутников, обеспечивающих связь с низкой околоземной орбиты. Но он был самым быстрым, кто использовал возможность предоставить широкополосный доступ в самые отдалённые уголки планеты, благодаря тому, что его ракетная компания SpaceX способна развертывать спутники с рекордной скоростью.

За пять лет с момента первого запуска сеть Starlink выросла до более чем 6000 действующих спутников, что составляет две трети всех активных космических аппаратов, вращающихся вокруг Земли. Она предоставляет услуги в более чем 100 странах и доказала свою незаменимость для украинских сил в конфликте против России и в чрезвычайных ситуациях, таких как землетрясение, потрясшее полуостров Ното в Японии в этом году.


«Starlink теперь генерирует большую часть всего трафика спутниковой связи в мире», — говорит Тим Фаррар из консалтинговой компании TMF Associates. «Если они смогут передавать на более высоких уровнях мощности, они смогут производить больше ёмкости, кодировать данные на более высоких скоростях. Таким образом, они смогут лучше обслуживать пиковые уровни спроса».


В ближайшее время компания Amazon, основанная Джеффом Безосом, планирует запустить свою сеть Project Kuiper, которая будет предоставлять услуги с низкой околоземной орбиты. Ожидается, что услуги будут доступны в следующем году.

Проект предусматривает наличие более 3000 спутников, которые будут предоставлять услуги широкополосного доступа. Как и SpaceX, компания будет иметь собственного поставщика услуг запуска.

Это означает, что две американские компании, поддерживаемые двумя богатейшими людьми мира, могут получить доминирующее положение в важной сфере зарождающейся космической отрасли.


«Starlink и подход США к космосу создают почти монополию в некоторых приложениях», — говорит Сара Далледонн, руководитель отдела нормативного регулирования Европейского института космической политики, которая присутствовала на сессиях. «Многие страны обеспокоены тем, что они не будут частью игры».


Хотя во многих администрациях существует беспокойство по поводу рисков создания помех критически важным услугам, предоставляемым геооператорами, в случае ослабления ограничений на электроэнергию, также наблюдается нежелание предпринимать действия, которые могли бы усилить позиции SpaceX и Project Kuiper.


«Эта просьба ослабить правила электроснабжения говорит о новом поле битвы в космосе прямо сейчас», — говорит Хазем Моаккит из Intelsat, который присутствовал на саммите регуляторов и промышленности в Дубае в ноябре прошлого года. «Это больше не просто битва между одними интересами и другими. Это стало фактором для многих вопросов».


Радиочастотный спектр уже давно является предметом геополитической и конкурентной борьбы.

Этот диапазон электромагнитных волн позволяет использовать все современные беспроводные технологии, передавая данные для всего: от мобильной связи до экстренных служб, навигации и WiFi. Это «кислород экосистемы технологий и инноваций», говорит Брендан Карр, республиканский комиссар в FCC.

Различные частоты используются для разных целей, в зависимости от их диапазона, мощности и способности проникать через препятствия. Крайне низкие частоты могут использоваться для ограниченной, дальней связи. Спутники используют гораздо более высокие частоты.

Однако спектр ограничен, и за более чем 120 лет с тех пор, как Гульельмо Маркони впервые продемонстрировал его практическое применение в качестве средства беспроводной связи, большинство используемых полос радиочастотного спектра были выделены для конкретных целей: от телевещания до экстренных служб и связи по Wi-Fi.

Сегодня, когда во всём мире растёт спрос на беспроводную связь, эти диапазоны становятся перегруженными, и нигде эта перегрузка не ощущается так сильно, как в быстро развивающемся секторе коммерческой космонавтики.


«За эти годы много спектра было изъято у спутника и в основном передано операторам мобильной связи для высокоскоростных технологий, таких как 4G и 5G», — говорит Уильям Уэбб, бывший директор британского регулятора связи Ofcom. «Что изменилось за последние несколько лет, так это то, что появился целый новый груз спутниковых приложений. Для этого нужен новый спектр, а спектр — очень дефицитный ресурс».


В результате некоторые операторы спутниковой связи ищут «обходные пути» для получения доступа к большему спектру, например, пытаются ослабить ограничения мощности, говорит Уэбб.

Такой запрос — не пустяк, добавляет Карр.


«По-видимому, технические решения имеют всевозможные нисходящие последствия для конкуренции, для технологического развития, для того, куда направляются потоки капитала, для того, какие страны будут лидировать, когда дело дойдёт до этих новых областей».


Задолго до наступления космической эры использование спектра координировалось на глобальном и региональном уровне Международным союзом электросвязи — специальным агентством ООН.

Главный принцип заключается в том, что его необходимо использовать максимально эффективно, уступая место новым технологиям, чтобы обеспечить максимальную эксплуатацию ограниченного ресурса.

Поэтому каждые три-четыре года МСЭ собирает представителей отрасли и регуляторов спектра из более чем 190 стран на Всемирной конференции радиосвязи для рассмотрения и, при необходимости, внесения изменений в Регламент радиосвязи — международный договор, регулирующий использование радиочастотного спектра и орбит.

Именно там достигается соглашение о том, какие полосы будут использоваться для каких целей. Но государства-члены МСЭ по-прежнему имеют окончательный суверенитет в принятии решений о том, как распределять и регулировать спектр в пределах своих границ. Они могут устанавливать условия эксплуатации на национальном уровне.

SpaceX обратилась к Федеральной комиссии по связи (FCC) с просьбой ослабить ограничения на использование электроэнергии в США. Это решение может привести к тому, что члены Международного союза электросвязи (ITU) окажутся в сложной ситуации.

Один из руководителей космической отрасли отмечает, что не все хотят следовать примеру США, но им придётся признать нарушение. Он также говорит, что это открывает новый фронт.

По словам Дэвида Уиллиса, директора группы спектра Ofcom, попытка SpaceX изменить правила не является уникальной. Спектр всегда использовался как инструмент для конкурентной борьбы в космической отрасли.

Если вы хотите запустить спутник в разумные сроки, то SpaceX — единственное место, куда можно обратиться. Это создаёт дисбаланс сил.

Однако вмешательство выявило недостатки в управлении спектром. Некоторые руководители отрасли отмечают, что система развивается быстро, но изменения в правилах можно согласовать только раз в три-четыре года, а часто и вовсе раз в восемь лет.

Уиллис говорит, что спектр давно используется как инструмент для замедления событий на международном уровне. Он считает, что подход заключается в том, чтобы «выиграть ещё четыре-восемь лет, чтобы извлечь прибыль из существующего актива».

Система предоставляет равные права всем странам, но некоторые члены ITU считают её неэффективной и неспособной к реформам.

По словам одного из крупных промышленных членов, со временем ITU и ВКР стали более политизированными, поскольку страны стремятся влиять на управление и распределение спектра в интересах своих отраслей и экономик.

Многие видят в WRC всё больше политическую арену, а не место для дискуссий на основе инженерии и физики о наилучшем использовании спектра.


«Решения редко принимаются на основе разумных технических аргументов», — говорит Уэбб.


В ответ на просьбу SpaceX и Kuiper прошлогодний саммит WRC отложил решение вопроса на будущее, заявив, что позволит провести исследования с целью определить, можно ли ослабить ограничения без риска для операторов геокосмической техники, но никаких нормативных последствий не будет до 2031 года.

Некоторые государства-члены ITU, которые выступили против предложения, считают, что любые изменения ограничений мощности должны быть частью более широких реформ управления спектром.


«Предложение [SpaceX и Kuiper] не было сбалансированным. Они рассматривают только один аспект, который, если его изменить, будет в их пользу. Но следует рассмотреть и другие аспекты», — говорит официальный представитель страны, выступающей против предложения.


«Когда было введено это правило, никто не думал, что вокруг будут летать тысячи или даже десятки тысяч маленьких спутников».


Поскольку система регулирования адаптируется так медленно, некоторые опасаются, что некому будет отслеживать потенциальные конфликты интересов, возникающие в новой космической экономике.

Например, некоторые задаются вопросом, не даёт ли доминирующее положение SpaceX в сфере предоставления услуг по запуску несправедливое преимущество при заключении соглашений о совместном использовании спектра с компаниями, стремящимися вывести свои спутники на орбиту.

Чем больше спутников у этих систем, тем более гибкими они могут быть для размещения других систем.

Согласно правилам ITU, первый, кто подал заявку на лицензию на использование спектра в определённом диапазоне, имеет приоритетные права на передачу сигнала. Любой, кто впоследствии подаёт заявку на использование этого диапазона, должен убедиться, что он не мешает передачам держателя приоритета, что увеличивает стоимость и сложность сети.

Можно заключить соглашения о координации, чтобы разделить эти права. Но если SpaceX смогла бы использовать свои пусковые услуги в качестве рычага для более выгодного соглашения о совместном использовании спектра, то нет регулятора, который мог бы поднять тревогу, говорят некоторые спутниковые компании.


«Если вы хотите купить запуск в разумные сроки запуска, единственное место, куда можно обратиться, — это SpaceX. Это дисбаланс сил, который может позволить им использовать запуск как механизм для приобретения большего количества диапазонов», — говорит одна спутниковая компания, пожелавшая остаться анонимной. «Сфера полномочий регулятора ограничена спектром. Они не могут вдруг заговорить о запуске, когда их приоритет — спектр».


Однако Патрисия Купер, основатель Constellation Advisory и бывший вице-президент по вопросам регулирования в SpaceX, указывает на тот факт, что SpaceX подписала контракты на запуски с мнимыми конкурентами, такими как канадская Telesat или оператор низкой околоземной орбиты OneWeb.


«Трудно сказать, что они используют возможности запуска как антиконкурентную дубинку», — говорит она.


Тем не менее, некоторые правительства задаются вопросом, следует ли усилить координацию между органами по защите конкуренции и лицензированию.


«Если вы в конечном итоге останетесь с одним мегаоператором, то конкуренции будет очень трудно существовать», — говорит британский чиновник. «Вот о чём нам нужно думать — как поддерживать конкуренцию и гарантировать наилучший результат».


SpaceX полагает, что её спутники способны избегать помех для других пользователей спектра за счёт более тесного сотрудничества и обмена информацией, и продолжает проводить эксперименты, чтобы это продемонстрировать.

В недавнем посте на LinkedIn руководитель SpaceX в ITU Удривольф Пика поделился результатами исследования, проведённого совместно с Национальной радиоастрономической обсерваторией. Он сообщил, что спутники компании способны динамически перенаправлять спутниковые лучи от телескопов за миллисекунды, чтобы избежать помех.


«Это эффективное использование спектра!» — подчеркнул он.


Не все операторы геостационарных систем сразу же выступают против идеи пересмотра правил, даже если изменения могут сделать Starlink и Project Kuiper более серьёзными конкурентами.

Дэниел Голдберг, генеральный директор компании Telesat, которая недавно привлекла 2,54 млрд канадских долларов (1,89 млрд долларов США) государственного финансирования для своей запланированной группировки спутников широкополосной связи на низкой околоземной орбите Lightspeed, признаёт, что необходимо обратить внимание на изменения в технологиях.


«Чем больше спутников у этих систем, тем более гибкими они могут быть для размещения других систем. И это только потому, что у них больше возможностей переключиться на другой спутник, если возникнут помехи», — говорит он.


FCC сообщает, что петиция SpaceX всё ещё находится на рассмотрении. Хотя США поддержали принцип изменения правил, председатель FCC недавно выразил обеспокоенность по поводу доминирования Starlink.


«У нас есть один игрок, который имеет почти две трети спутников, находящихся сейчас в космосе, и имеет очень большую долю интернет-трафика», — сказала Джессика Розенворсель на недавней конференции в Вашингтоне. «Как я вижу, наша экономика не выигрывает от монополий».


Но не все комиссары FCC обеспокоены. Выступая перед Financial Times перед петицией SpaceX, республиканский комиссар Карр заявил, что, по его мнению, Starlink является ключевым активом в глобальной гонке за технологическое первенство.

По его словам, США уже отстают от других стран, включая Китай, в освобождении спектра для самых прорывных технологий. А теперь Пекин планирует запустить собственные версии Starlink.

Регуляторы должны убраться с дороги Starlink, утверждает Карр. «Мы хотим дать другим конкурентам справедливый шанс, но Starlink — это технология, которая действительно приносит результаты», — говорит он. «Приоритетом должно быть обеспечение того, чтобы у них оставался спектр, кислород, который им нужен, чтобы не отставать от демонстрируемых ими успехов».

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Акции Tesla упали на 6% на постмаркете после публикации квартальных результатов

Илон Маск заявил, что китайские производители электромобилей «уничтожат большинство других компаний» во всем мире