Рассматривая деятельность администрации Байдена, можно сказать, что принятие двухпартийного закона о чипах и науке должно занять почётное место в списке её достижений.
© Мэтт Кеньон
Уже давно было очевидно, что не только США, но и всему миру нужна более разнообразная группа производственных центров для полупроводников — источника жизненной силы цифровой экономики.
До недавнего времени большинство чипов производилось в Юго-Восточной Азии, а почти все высококачественные — на Тайване, который, возможно, является третьим по геополитической спорности местом в мире после Украины и Ближнего Востока.
Теперь, благодаря закону о чипах, новые производственные мощности строятся как в Америке, так и в Европе, а ЕС запускает собственные меры стимулирования, чтобы конкурировать с США.
Некоторые в экономических и деловых кругах сомневались, смогут ли США провести реиндустриализацию таким образом, но экономика идёт туда, куда её толкают стимулы. Удивительно, чего можно достичь за два года, если вложить 53 миллиарда долларов государственных денег и почти 400 миллиардов долларов частных инвестиций в стимулирование внутреннего производства.
Например, в начале сентября Taiwan Semiconductor Manufacturing Company, которая планирует начать массовое производство чипов в Аризоне к 2025 году, достигла производительности, сравнимой с той, которую она может делать на существующих заводах у себя дома. Это большое достижение. Производительность — это не только ключевой фактор прибыльности, она также приводит к повышению производительности.
Это важный урок успеха тайваньских чипов: делать вещи значимыми. Производя всё больше и больше чего-либо в физическом мире, вы продвигаетесь вверх по инновационной пищевой цепочке. Это то, что всегда было очевидно инженерам, если не экономистам.
Несмотря на всю критику по поводу задержек в производстве полупроводников (как будто возможно восстановить многотриллионную отрасль за несколько месяцев), был достигнут большой прогресс, причём не только в плане производительности, но и в таких областях, как подготовка рабочей силы.
Нехватка квалифицированных работников стала большой проблемой в сфере чипов. Когда промышленность закрывается, исчезают и рабочие, и образовательные программы, которые её поддерживают.
Значительная часть денег, выделяемых на чипы, была направлена на поддержку школ и программ профессионального обучения в таких областях, как северная часть штата Нью-Йорк, где Министерство науки США подписало меморандум об условиях с Micron Technology, которая планирует инвестировать около 100 миллиардов долларов в производство чипов в течение 20 лет.
Департамент торговли, который управляет программой чипов, работал с Американской федерацией учителей и Micron, чтобы разработать новую учебную программу по технологиям, которая была запущена в десяти школьных округах этой осенью, а теперь распространяется на другие штаты. Это своего рода тесное взаимодействие между педагогами и создателями рабочих мест, которое нам нужно для создания лучшей рабочей силы.
Однако, несмотря на все достижения в производстве полупроводников, я обеспокоен тем, куда приведут усилия Америки в этой области. Хотя мы поняли, что создание вещей имеет значение, мы ещё не научились, как проводить настоящую промышленную политику систематическим образом. И мы не научились, как продвигать общее благо в ущерб частным интересам. Производство чипов, в частности связанных с искусственным интеллектом, — это та область, где проблемы по этим вопросам особенно остры.
Одна из больших проблем — с какими странами «дружить» и как это делать. Подумайте, что в конце сентября США и Объединённые Арабские Эмираты договорились углубить сотрудничество в области передовых технологий, таких как полупроводники и чистая энергия, с целью укрепления потенциала в области искусственного интеллекта. Microsoft и OpenAI входят в число американских компаний, которые либо инвестируют в регион, либо получают финансирование из стран Персидского залива.
Частично это связано с попытками привлечь больше стран в технологическую орбиту США, но более важным является лоббистская сила технологических компаний, которые отчаянно пытаются воспользоваться огромными субсидиями и дешёвой энергией, предлагаемыми странами Персидского залива, стремящимися развивать индустрию искусственного интеллекта.
Если мы собираемся беспокоиться о последствиях покупки Nippon Steel компанией US Steel для национальной безопасности, я предлагаю нам также скептически отнестись к идее обмена самыми передовыми и стратегическими технологиями с автократической страной, которая не уважает права человека и неприкосновенность частной жизни, а также имеет глубокие академические и деловые связи с Китаем.
Многие в оборонных и разведывательных кругах разделяют эту обеспокоенность. Как сказал мне один человек, знакомый с этим вопросом: «Руководители Кремниевой долины любят эту вечеринку с бесплатными деньгами в пустыне, но страны Персидского залива связаны с Китаем намертво», и почти нет способа предотвратить передачу технологий в чувствительных областях.
Трудности связаны не только с программным обеспечением, но и с оборудованием. TSMC и Samsung рассматривают возможность строительства крупных высокотехнологичных предприятий по производству чипов в ОАЭ. Это не само по себе проблема, хотя меня удивляет, как налоговые льготы и субсидии могут привлечь отрасль, которая сильно зависит от точных температур и большого количества воды, в пустыню, будь то в Персидском заливе или Аризоне.
Вопрос в том, что произойдёт, если огромные объёмы дешёвого капитала и энергии, которые будут вложены в отрасль ОАЭ, подорвут усилия американских производителей. В конце концов, именно так вся индустрия чипов оказалась в Юго-Восточной Азии.
Если Америка серьёзно настроена на обеспечение устойчивости и безопасности в сфере полупроводников и искусственного интеллекта, следующему президенту придётся ещё больше, чем Джо Байдену, задуматься о рисках и преимуществах реиндустриализации.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Загадочный телефон Huawei объединяет Китай в борьбе против санкций США
Китай на пороге производства чипов следующего поколения, несмотря на санкции США