Израиль не станет атаковать ядерные объекты Ирана - New York Times

08.10.2024 10:38

Вашингтон обеспокоен тем, что израильтяне будут бомбить ядерные объекты Ирана. Но смогут ли они это сделать?

В Вашингтоне выражают обеспокоенность тем, что Израиль может нанести удар по ядерным объектам Ирана. Но сможет ли он это сделать?

Израильские вооружённые силы готовились к этому моменту в течение 22 лет. Однако маловероятно, что они нанесут удар по ядерным объектам Ирана в рамках ответного удара или добьются успеха без помощи США.

Два года назад десятки израильских истребителей пролетели над Средиземным морем, имитируя атаку на ядерные объекты Ирана. Израильские силы обороны открыто заявили о том, что эти учения направлены на отработку дальних полётов, дозаправки в воздухе и нанесения ударов по удалённым целям.

Цель учений не только в том, чтобы запугать иранцев. Они также должны были показать администрации Байдена, что израильские ВВС могут провести операцию самостоятельно, хотя шансы на успех были бы выше, если бы к атаке присоединились США с их арсеналом из 30 000-фунтовых «бункерных бомб».

   Завод по обогащению урана в Натанзе вот уже 22 года привлекает внимание Израиля.Кредит...Планета Лабс

В интервью бывшие и нынешние высокопоставленные израильские чиновники выразили сомнения в том, что страна сможет нанести значительный ущерб ядерным объектам Ирана. Однако в последние дни представители Пентагона задавались вопросом, будут ли израильтяне действовать самостоятельно, учитывая, что у них может больше не быть такой возможности.

Президент Байден предостерег от нанесения ударов по ядерным или энергетическим объектам, заявив, что любой ответ должен быть «соразмерным» иранскому нападению на Израиль на прошлой неделе. По сути, он признал, что ответный удар может быть оправдан.

Министр обороны Ллойд Дж. Остин III ясно дал понять своему израильскому коллеге Йоаву Галланту, что США хотят, чтобы Израиль избежал ответных шагов, которые могут привести к новой эскалации со стороны Ирана. Г-н Галлан планирует встретиться с г-ном Остином в Вашингтоне в среду.

Вероятно, первый ответный удар Израиля по Ирану за ракетные удары во вторник будет направлен на военные базы и, возможно, на некоторые разведывательные или руководящие объекты, говорят чиновники. По крайней мере, на начальном этапе Израиль вряд ли будет атаковать ядерные объекты страны. После продолжительных обсуждений эти цели, похоже, были отложены на потом, если иранцы решат усилить свои атаки.

Однако в Израиле растёт призыв, поддержанный некоторыми в США, воспользоваться моментом — отсрочить на годы или больше иранский потенциал, который, по мнению американских разведчиков и внешних экспертов, находится на пороге создания ядерной бомбы. Хотя большая часть публичных дискуссий была сосредоточена на том, что Иран мог бы нарастить обогащение урана для производства ядерного оружия за несколько недель, более важным фактом является то, что иранским инженерам потребуются месяцы или, возможно, больше года, чтобы превратить это топливо в оружие.


«У Израиля сейчас есть уникальная возможность изменить облик Ближнего Востока», — написал недавно в социальных сетях Нафтали Беннетт, ярый националист и бывший премьер-министр, который когда-то называл себя более правым, чем премьер-министр Биньямин Нетаньяху. «Мы должны действовать сейчас, чтобы уничтожить ядерную программу Ирана, его ключевые энергетические объекты и окончательно нейтрализовать этот террористический режим».

Он добавил: «У нас есть оправдание. У нас есть инструменты. Теперь, когда Хезболла и ХАМАС ослаблены, Иран уязвим».


Американские официальные лица, начиная с г-на Байдена, выступают против таких ударов, заявляя, что они, скорее всего, будут неэффективными и могут привести к полномасштабной войне в регионе.

Вопрос о том, как нанести удар по Ирану, стал одним из ключевых в предвыборной кампании. Бывший президент Дональд Трамп утверждал, что Израиль должен сначала нанести ядерный удар, а потом уже беспокоиться о других мерах.

В воскресенье представитель Майкл Тернер, председатель Комитета по разведке Палаты представителей, раскритиковал президента Байдена в программе CBS «Face the Nation», заявив, что «совершенно безответственно со стороны президента говорить, что это не обсуждается, когда он ранее говорил, что это обсуждается».

Внезапные дебаты по поводу удара подняли новые вопросы. Если Израиль нападёт, насколько это действительно может повлиять на ядерный потенциал Ирана? Или результатом станет лишь то, что иранская ядерная программа уйдёт в подполье, и Иран ограничит доступ к своим объектам для международных инспекторов? А что, если удар Израиля подтолкнёт иранских лидеров к созданию ядерного оружия — к черте, которую иранские муллы и генералы не переступали почти четверть века?

Израиль разработал планы по уничтожению или выводу из строя гигантского зала центрифуг, где тысячи высоких серебристых машин вращаются на сверхзвуковых скоростях, пока уран не достигнет состояния, пригодного для создания бомбы. В то время как Тегеран официально отрицает стремление обладать ядерным оружием, в последние месяцы некоторые иранские чиновники и комментаторы активно обсуждали, стоит ли отменить фетву, изданную аятоллой Али Хаменеи в 2003 году, которая запрещает обладание ядерным оружием.

Тем временем Иран увеличил производство урана, обогащённого до 60 процентов, что немного не дотягивает до уровня, необходимого для создания бомбы. Теперь у него достаточно этого материала для трёх или четырёх бомб, и доведение его до уровня в 90 процентов займёт всего несколько дней.

Хотя Натанз был бы довольно лёгкой целью, удар по нему был бы актом войны. Поэтому в течение последних 15 лет Соединённые Штаты призывали к дипломатии, саботажу и санкциям, а не к бомбам, чтобы сорвать программу. И они активно блокировали получение Израилем оружия, которое ему было необходимо для уничтожения другого объекта центрифуг, называемого Фордо, построенного глубоко в горе.

Президент Джордж Буш отклонил требования Израиля предоставить его военно-воздушным силам самые большие бомбы для уничтожения бункеров и бомбардировщики B-2, необходимые для их доставки. Это оружие будет иметь важное значение для любых усилий по уничтожению Фордо и других глубоко укреплённых объектов.

Решение г-на Буша вызвало разногласия внутри Белого дома. Вице-президент Дик Чейни поддержал идею удара, но г-н Буш твёрдо стоял на своём, утверждая, что Соединённые Штаты не могут рисковать ещё одной войной на Ближнем Востоке. Эхуд Барак, занимавший пост самого высокопоставленного военного офицера Израиля и премьер-министра, заявил в интервью The Times в 2019 году, что предупреждение г-на Буша «на самом деле не имело для нас никакого значения». По его словам, по состоянию на конец 2008 года у Израиля не было осуществимого плана нападения на Иран.

Вскоре их стало несколько. Спор о бункерных бомбах помог запустить масштабную тайную операцию, известную как «Олимпийские игры», строго засекреченную программу по уничтожению центрифуг с помощью кибероружия. Более 1000 центрифуг были уничтожены вирусом, который стал известен как Stuxnet, что отбросило программу на год или больше.

Но Олимпийские игры не стали панацеей: иранцы перестроили систему, добавив ещё тысячи центрифуг. Они переместили большую часть своих усилий глубоко под землю. И тот факт, что вредоносный компьютерный код вырвался с завода и был раскрыт миру, побудил другие страны сосредоточиться на разработке собственных инфраструктурных атак, включая электросети и системы водоснабжения.

Израильтяне также атаковали учёных и объекты по обогащению урана, расположенные на земле, наносили удары с помощью беспилотных летательных аппаратов по центрифугам, а также вкладывали значительные ресурсы в подготовку к возможным нападениям на эти объекты.

После того как администрация Обамы заключила ядерную сделку с Ираном, которая вынудила страну вывезти большую часть своего ядерного топлива, усилия Израиля пошли на спад. Однако позже, когда президент Трамп вышел из сделки, он и премьер-министр Нетаньяху были уверены, что иранцы откажутся от своих проектов в ответ на угрозы Вашингтона. Вместо этого Армия обороны Израиля сосредоточилась на «Хезболле» и подземных туннелях, где хранились иранские ракеты.

Когда в 2021 году премьер-министром стал Беннетт, израильские чиновники были шокированы неготовностью Израиля атаковать иранскую программу. Они заказали новые учения для имитации полётов на большие расстояния в Иран и вложили новые ресурсы в подготовку. Однако даже сегодня возможности Израиля ограничены. Страна полагается на стареющий флот самолётов-заправщиков Boeing 707, и пройдут годы, прежде чем Соединённые Штаты поставят более новые модели, способные перевозить топливо на гораздо большие расстояния.

Израильские противобункерные ракеты оказались эффективными против туннелей, в которых «Хезболла» хранит ракеты. Они позволили израильским силам убить Хасана Насраллу, лидера «Хезболлы», в прошлом месяце. Израильтяне считают, что могут вывести из строя ПВО вокруг многих ядерных объектов. Они поразили один из них, чтобы послать сигнал, в ходе обмена ракетами с Ираном в апреле. Однако Израиль не может проникнуть в хорошо укреплённые ядерные объекты, расположенные в горах.

«Ядерная цель — очень сложная цель», — сказал генерал Фрэнк Маккензи, отвечавший за планы войны с Ираном, когда он руководил Центральным командованием США. «Есть много других альтернатив этой цели», — сказал он, добавив, что многие из них, включая энергетическую инфраструктуру, было бы легче реализовать.

Президент Ирана Масуд Пезешкиан стоит за трибуной и выступает перед микрофонами. Президент Ирана Масуд Пезешкиан выступал на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций в прошлом месяце.

Независимо от того, нанесёт ли Израиль удар по ядерным объектам Ирана или нет, появились новые причины для беспокойства по поводу ядерного будущего Ирана.

Первый вопрос, который неоднократно поднимал государственный секретарь Энтони Дж. Блинкен в последние недели, связан с тем, что Россия, по его утверждениям, основанным на разведданных, которыми США не делятся, делится с Ираном технологиями по атомным вопросам. Чиновники описывают эту помощь как «техническую поддержку» и говорят, что нет никаких доказательств того, что она предоставляет Ирану оборудование, необходимое для создания боеголовки.

Однако до начала конфликта на Украине Россия сотрудничала с США и Европой в сдерживании иранской ядерной программы, даже присоединившись к переговорам 2015 года на стороне западных стран. Теперь же все иначе: возможно ускорение прогресса в создании ядерного устройства.

Вторая проблема заключается в том, что ущерб, нанесённый «Хезболле» за последние несколько недель, включая обезглавливание её руководства, может заставить Иран почувствовать себя уязвимым. Он больше не может полагаться на способность террористической группировки нанести удар по Израилю. Действия по получению ядерного оружия могут стать единственным реальным способом сдержать Израиль.

И третья проблема заключается в том, что иранскую программу будет все сложнее атаковать. Несколько лет назад под пристальным вниманием американских и израильских спутников Иран начал рыть огромную сеть туннелей к югу от Натанза, для того, что США считают новым центром обогащения, крупнейшим в Иране. Он еще не запущен и не работает. В прошлом — когда Израиль уничтожил еще не завершенные ядерные реакторы в Ираке в 1981 году и Сирии в 2007 году — это был именно тот момент, когда он выбрал для проведения превентивных атак.

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам New York Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Биньямин Нетаньяху обещает отомстить после того, как Иран выпустил шквал ракет по Израилю

В ближайшее время Иран может осуществить запуск баллистической ракеты по Израилю — Белый дом

«Мы это обсуждаем» — Байден об ударе по нефтяным объектам Ирана