Запад заподозрил Россию в манипулировании экономическими цифрами

11.10.2024 14:38

Стокгольмский институт экономики переходного периода усомнился в истинности российской экономической статистки

   График динамики российского ВВП

Стокгольмский институт экономики переходного периода при Стокгольмской школе экономики по заказу шведских властей подготовил доклад о положении дел в России, поставив целью критически рассмотреть ключевые заявления представителей российской власти.

Правительство Швеции поручило NIER проанализировать экономическое развитие России в июле 2024 года. Исполнитель должен был выяснить, как военные действия на Украине повлияли на экономический рост в России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах, изучить ключевые показатели и выявить экономические дисбалансы и уязвимости. NIER заказал доклад Стокгольмскому институту экономики переходного периода, который в начале октября опубликовал свой отчет про российскую экономику в условиях военного времени.


«Миру необходимо понять, какими ресурсами располагает Россия», — говорится в начале исследования. Анализ осложняется тем, что большинство статистических данных предоставляется государственными структурами, которые иногда раскрывают «подозрительно позитивные цифры». Особенно критическая оценка информации от российского правительства важна для международных финансовых институтов и западных институтов, которые «давно пользуются доверием».


В докладе отмечается, что ни одна из сторон не сможет убедительно доказать свою правоту в ближайшем будущем. Это может разочаровать тех, кто поддерживает Украину и хочет, чтобы кризис в России быстро решил проблему. Однако авторитарные режимы могут просуществовать долго, несмотря на плохое благосостояние населения.

Критический взгляд на инфляцию

Авторы доклада обращают внимание на отличие данных Росстата от альтернативных показателей инфляции, например, индекса товаров повседневного спроса (FMCG) от РОМИР. Доля FMCG в расходах домохозяйств составляет около 50%, и их индекс стабильно дает более высокие темпы инфляции, чем ИПЦ Росстата. В мае 2022 года инфляция по РОМИР достигла пика — более 40%, а в июне 2024 года она составляла 16% против 8-10% у Росстата. Росстат считает долю продуктов в корзине ИПЦ на уровне 38%, что приводит к занижению инфляции.

Также авторы предлагают взглянуть на инфляцию через ключевую ставку ЦБ РФ, при которой уровень инфляции соответствует реальной процентной ставке 2020 года. Этот показатель с осени 2023 года расходится с официальной инфляцией в 9% и составляет около 16%.

Чей ВВП больше

Авторы доклада представили четыре альтернативных показателя роста реального ВВП в 2023 году, которые не соответствовали официально объявленному росту в 3,6%. В этих сценариях падение составляло от -1,7% до -10,8%, что сильнее всего в сценарии измерения ВВП в долларах США.

Всемирный банк улучшил прогноз по росту ВВП России в 2024 году до 2,9% с 2,2%, прогнозируемых в апреле, и на 2025 год — с 1,1% до 1,4%. ВБ считает, что военное производство будет поддерживать экономическую активность.

Авторы доклада отмечают расхождение дефлятора ВВП и ИПЦ Росстата в 2022 и 2023 годах из\за различий в наборе цен. Дефлятор ВВП включает цены для предприятий и государственных структур, что увеличивает разрыв в условиях санкций. Рост расходов на военные нужды также снижает долю потребления домохозяйств.

Потери от санкций

Шведские экономисты утверждают, что санкции значительно снизили прибыль и налоговые поступления от экспорта нефти и газа, а также уменьшили доступ к западным товарам, критическим для военной операции. Выручка «Газпрома» в первой половине 2023 года упала на 41%, прибыль — на 71%, а добыча газа снизилась на 25%. В 2023 году компания впервые за два десятилетия зафиксировала убыток в $7 млрд. Переориентация на азиатские рынки затруднена из-за недостаточной инфраструктуры, а цены на газ для Китая оказались значительно ниже ожидаемых.

Нефтяной сектор адаптировался к санкциям, но нефтяное эмбарго и ограничение цен привели к снижению доходов. Санкции увеличили транзакционные издержки для России в диапазоне $10-20 за баррель, что составляет около 1,2% ВВП. Скидки на нефть марки Urals для азиатских рынков снизились, но логистические проблемы и высокие затраты на транспортировку ограничили рентабельность экспорта.

Санкции против энергетического сектора больше всего ударили по государственному бюджету. «Энергетический сектор служит стержнем фискальной стабильности российского правительства и оказывает мультипликативный эффект на всю экономику», — говорится в докладе.

Авторы работы считают, что реальные потери от санкций составляют 6-11% ВВП по сравнению с потенциальным ростом, который мог бы быть на 5-9% при высоких ценах на нефть в 2022 году.

Мрачные прогнозы

Прогнозы для российской экономики, несмотря на краткосрочную благоприятную статистику, мрачны. Основные факторы роста — инновации, инвестиции и рабочая сила — демонстрируют негативные тенденции. Цены на нефть, ключевой источник доходов, снизятся до $50-55 за баррель к 2026 году, что ниже заложенных в бюджет $72. Инвесторы покидают страну, отток молодых специалистов усиливается, централизация власти и ограничение свобод «подавляют инновации и эффективность».

Что еще вошло в шведский доклад

Исследование описывает состояние российской экономики до февраля 2022 года, анализирует структуру, факторы роста, торговые потоки и роль крупного бизнеса. В докладе рассматриваются вопросы состояния ФНБ, который сократился на 13% за последние четыре года, с акцентом на снижение ликвидности и зависимость от курса юаня.

В банковской системе и инвестиционной активности отражены проблемы с доступом к иностранным валютам и растущая роль юаня в торговле на валютном рынке.

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Западные санкции отпугивают покупателей российского СПГ

Индия не будет покупать российский СПГ из-за санкций США, заявил министр

Как антироссийские санкции обернулись против British Airways

Закрытие воздушного пространства России стало ударом для авиакомпаний Запада